Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Багандова А.И. - Врио Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Спецстроймонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее Уполномоченный орган) открытого конкурса в ЭФ N 0103200008423003106 (далее - Конкурс) "Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан в 2023-2025 годах"" (далее - Конкурс),
в присутствии представителя Заявителя - Османова Р.Н. (доверенность N 09-23, от 22.09.2023),
в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
03.12.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается, что на поданный участником закупки запрос о разъяснении положений извещения о проведении Конкурса не получен в установленные законодательством сроки ответ.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заявителя, Комиссия установила следующее.
01.11.2023 Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Конкурса (в ред. от 20.11.2023).
Начальная (максимальная) цена контракта - 518 978 882,22 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя на поданный участником закупки запрос о разъяснении положений извещения о проведении Конкурса не получен надлежащий ответ.
Согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Из содержания жалобы усматривается, что в адрес Заказчика был подан запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки.
01.12.2023 г. в ЕИС Заказчиком дано следующее разъяснение:
"Принимается ли к оценке договор на выполнение проектирования? Необходимо ли к нему прикладывать заключение экспертизы?
Ответ: нет, в соответствии с Порядком оценки заявок.
Если к оценке прикладывается договор, предметом которого было проектирование и строительство, нужно ли прикладывать заключение экспертизы на проект? Ответ: нет.
Нужно ли участнику закупки быть членом СРО на архитектурно-строительное проектирование? Ответ: нет.
Оценивает ли комиссия договоры субподряда по 44 ФЗ? Ответ: оценку осуществляет комиссия уполномоченного органа в соответствии с Порядком оценки заявок.
Оценивает ли комиссия прямые договора по 44 ФЗ, которых нет реестре контрактов в ЕИС ? Ответ: оценку осуществляет комиссия уполномоченного органа в соответствии с Порядком оценки заявок.
Будет ли засчитан контракт который есть в реестре ЕИС, если стадия контракта в ЕИС "исполнение", но по данному контракту предоставлены все необходимые документы ? Ответ: оценку осуществляет комиссия уполномоченного органа в соответствии с Порядком оценки заявок.
Оценивает ли комиссия частные договоры с физическими/юридическими лицами? Ответ: оценку осуществляет комиссия уполномоченного органа в соответствии с Порядком оценки заявок.
Необходимо ли прикладывать все акты на выполненные работы? Достаточно одного итогового ? Ответ: в соответствии с Порядком оценки заявок".
Комиссия отмечает, что разъяснение положений извещения об осуществлении публикуемые заказчиками не должны содержать отсылочных ответов типа "в соответствии с установленным порядком оценки заявок" либо "в соответствии с законодательством" и т.д., что противоречит диспозиции ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащий ответ на поступивший от участника закупки запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, нарушают ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
2. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части, части 2 указанной статьи.
Согласно извещению о проведении Конкурса, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 16.1 ст. 34 предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно проекту контракта необходимо выполнить работы по инженерным изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации, выполнить работы по строительству объекта капитального строительства, поставить оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства: "Комплекс 12-13 этажных домов в г. Каспийске, МКР.
Комиссией установлено, что в составе конкурсной документации размещено задание на проектирование на разработку проектно-сметной документации по объекту капитального строительства.
При этом, в размещенном ответе на запрос Заказчиком внесены существенные изменения по корректировке задания на проектирование, изменяющая суть предмета закупки. Следовательно, из содержания конкурсной документации не возможно сделать вывод о полноте необходимой информации для участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Таким образом, комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 2 ст. 8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Комиссией установлено, что в ЕИС, в составе документации, размещен файл "Часть 3.НМЦК" в котором указано следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта определена иным методом, 518978882 (Пятьсот восемнадцать миллионов девятьсот семьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят два) рубля 22 копейки, в том числе НДС 20%, в соответствии с расчетом начальной максимальной цены контракта". При этом, отсутствует приложение с расчетом начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 42 и п. 1, 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии А.И. Багандов
Члены Комиссии: Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов А.Ш. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 11 декабря 2023 г. N 005/06/106-2705/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023