Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания" и ООО "Лидер" надлежащим образом уведомленных о времени о месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Лидер" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания" далее - ГКУ УКС Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000323003106 на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция водопроводных сетей г. Дигора" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
27 ноября 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Лидер" на действия ГКУ УКС Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания при проведении Аукцион .
По мнению Заявителя, в графике выполнения строительно-монтажных работ (далее - График СМР) не отражены события, предусмотренные пунктом 2.9 Методики, утверждённой приказом Минстроя России от 05.06.2018 N336/пр.
Кроме того, Заявитель указал, что в нарушение требований части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в Извещении не содержится перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Также Заявитель считает, что в нарушение требований части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе пунктом 4.1.2 проекта контракта установлен срок предоставления информации о заключенном субподрядном договоре с организацией, являющейся СМП или СОНО, не более 1 рабочего дня со дня заключения договора с таким субподрядчиком.
Объяснений по существу жалобы ГКУ УКС Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 17 ноября 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000323003106 на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция водопроводных сетей г. Дигора" (далее - Извещение), в том числе, проект государственного контракта.
Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N336/п утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.9 Приказа Минстроя России N 336/пр установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события:
- 2.9.1 подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
- 2.9.2 передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
- 2.9.3 передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
- 2.9.4 подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- 2.9.5 подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Согласно Проекту контракта обязательным приложением к Проекту контракта является график СМР (приложение N2 к Проекту контракта).
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, в графике СМР не отражены события, предусмотренные подпунктами 2.9.4 и 2.9.5 пункта 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр, а именно:
- 2.9.4 подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- 2.9.5 подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Таким образом, в нарушение подпунктов 2.9.4 и 2.9.5 пункта 2.9 Методики, Приложение N2 к проекту контракта, приложенного к Извещению о проведении Аукциона "График выполнения строительно-монтажных работ", не содержит информации о подключении объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией, а также информации подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
То есть, Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и подпунктов 2.9.4 - 2.9.5 пункта 2.9 Методики.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении требований части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и подпунктов 2.9.4 и 2.9.5 Методики, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, (далее - Постановление Правительства N570).
Пунктом 2 постановления Правительства N570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
При этом, в пункте 3.20 проекта контракта, приложенного к Извещению Заказчиком установлены возможные виды и объемы работ из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 " Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, за исключением дочерних обществ такого Подрядчика:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Устройство наружных сетей водоснабжения
4. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
5. Устройство трубопроводов
6. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
Так как указанные выше работы, предусмотренные проектной документацией, включены в возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, объем работ определяется сметами на выполнение работ.
Пунктом 3.21 проекта контракта установлено, что подрядчиком определяются конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пунктом 3.20 Контракта, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, и включаются в Контракт, согласно Приложению N4 к Контракту, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией. В совокупном стоимостном выражении объем работ должен составлять не менее 25 процентов цены Контракта. Указанная информация должна быть направлена Подрядчиком Заказчику в течение 10 (десяти) дней с даты заключения Контракта.
Таким образом, Заказчиком определены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц в соответствии с Постановлением N 570.
Следовательно, Извещение о проведении Аукциона соответствует требованиям части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ N570.
3. В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системы установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Типовые условия).
Согласно пунктом 2 Типовых условий, в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
- декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
- копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако, в нарушение требований части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и пункта 2 Типовых условий, Заказчиком в пункте 4.1.2 проекта контракта установлено, что при заключении субподрядного договора с организацией, являющейся СМП или СОНО, подрядчик обязан в срок не более 1 рабочего дня со дня заключения договора с таким субподрядчиком представить Заказчику:
- декларацию о принадлежности субподрядчика к СМП или СОНО, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) СМП или СОНО и заверенную печатью (при наличии печати);
- копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную Подрядчиком.
Действия Заказчика, выразившиеся в нарушении требований части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и пункта 2 Типовых условий, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Комиссией установлено, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция водопроводных сетей г. Дигора".
Однако в нарушение пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в пункте 1.6 проекта контракта указано: место выполнения работ - Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район.
Таким образом, действия Заказчика выразившиеся в нарушении требований пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 29.11.2023 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе была подана одна заявка, которая решением Единой комиссии Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд была отклонена, в связи с чем Аукцион был признан несостоявшимся.
При этом, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Также частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, помимо прочего установлено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, а также не представил доказательств (информации и документов), подтверждающих, что вышеуказанные нарушения повлияли на результат определения поставщика и нарушили права и законные интересы потенциальных участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты проведения Аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Лидер" на действия государственного заказчика - ГКУ УКС Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000323003106 на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция водопроводных сетей г. Дигора"
2. Признать в действиях ГКУ УКС Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания нарушение требований части 7 статьи 30, части 6 статьи 110.2, пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также пункта 2 Типовых условий и подпунктов 2.9.4 и 2.9.5 Методики.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать.
4. Передать материалы дела NА243-12/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГКУ УКС Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 декабря 2023 г. N А243-12/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023