На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом Северо-Осетинского УФАС России от 04.12.2023 55/23 "О проведении внеплановой проверки и создании по контролю в сфере закупок" в составе:
Руководитель инспекции по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) - Плиев А.Л. - руководитель Северо-Осетинского УФАС России.
Члены Комиссии:
Танклаев Б.С. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России;
Сабанова А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России,
Инспекция в результате осуществления внеплановой проверки на основании обращений ООО "ТИС" от 04.12.2023) и гр. Х 23 от 04.12.2023) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях Министерством физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания далее - Минспорта РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на поставку и монтаж оборудования для создания "умных" спортивных площадок (комплект N5 модульное спортивное сооружение "фиджитал" центр, открытый конкурс в электронной форме N0310200000323003032, далее - Конкурс, Закупка)
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в Северо-Осетинское УФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях Минспорта РСО-Алания при осуществлении Закупки, Инспекцией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения настоящей внеплановой проверки Комиссией были изучены следующие документы, материалы и сведения:
- обращения ООО "ТИС" и гр. Х
- Извещение о проведении Конкурса, размещенное в Единой информаицонной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) со всеми приложениями, в том числе описание объекта закупки (файл "Техническое задание", далее - ТЗ);
- пояснения Минспорта РСО-Алания по существу обращений ООО "ТИС" и гр. Х
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. 10 ноября 2023 года в ЕИС Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323003032 на поставку и монтаж оборудования для создания "умных" спортивных площадок (комплект N5 модульное спортивное сооружение "фиджитал" центр) с начальной (максимальной) ценой контракта 96 922 655,40 (далее - Извещение), в том числе Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, проект государственного контракта, а также ТЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так, согласно пункту 1 ТЗ в ходе исполнения контракта, помимо прочего, необходимо поставить и монтировать комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 40x20 м с разметкой и вспомогательных зон, включающий 400 пог. м соединительной ленты и 200 кг клея.
Однако, в нарушение требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в описании характеристик комплекта искусственного покрытия установлено: высота ворса должна быть 40 2 мм.
При таких обстоятельствах, характеристика минимальной требуемой высоты ворса комплекта искусственного покрытия не может считаться установленной.
Действия должностного лица Минспорта РСО-Алания, выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Конкурса с нарушением требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 N 1224 утверждены особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования (далее - Особенности описания от 08.07.2022 N1224).
Пунктами 1-3 Особенностей описания от 08.07.2022 N1224 установлено следующее:
1) настоящим документом устанавливаются особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования (далее - товары).
2) К товарам относятся:
а) изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения - туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;
б) твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства - покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;
в) мягкие покрытия - резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;
г) контейнеры и урны для мусора;
д) удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.
3) При описании объекта закупки, относящегося к товарам, указывается доля вторичного сырья, использованного при производстве товара.
Из ТЗ следует, что в ходе исполнения контракта необходимо поставить и монтировать резиновое покрытие для площадки для воркаута и вспомогательных зон (в комплекте с клеем) в описании требуемых характеристик которого заказчиком установлено следующее:
Количество плитки должно быть рассчитано на площадь не менее 216 м2 (площадь для расположения комплекта воркаута с зонами безопасности). Тип покрытия - плиты толщиной от не менее 30 мм. Размер 1000х1000 мм. Тип крепления скрытый ласточкин хвост. Цвет терракотовый. Для скрепления покрытия между собой поставляется клей из силан стабилизированного полиуретана. Цвет терракотовый. Допустимое отклонение по цвету от цвета резинового покрытия (ГОСТ 29318) ) Е не более 3. Плотность не менее 1,11 г/см3. Вязкость по Брукфильду при 23°С: не менее 1 500 мПа·с (сПз). Содержание сухого остатка: не менее 99% по весу и объёму, что по мнению Инспекции в совокупности соответствует подпункту "в" пункта 2 Особенностей описания от 08.07.2022 N1224.
При этом, в нарушение части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Особенностей описания от 08.07.2022 N1224, Заказчиком в описании требуемых характеристик резинового покрытия для площадки для воркаута и вспомогательных зон не указана доля вторичного сырья, использованного при производстве товара.
Действия должностного лица Минспорта РСО-Алания, выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Конкурса с нарушением требований части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Особенностей описания от 08.07.2022 N1224, содержат признаки состава административного правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Также статьей 51 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Согласно пункту 2.1.7 ТЗ в ходе исполнения контракта необходимо поставить и монтировать комплект модуля медицинского кабинета, который включает в себя такие товары, как: кушетка медицинская, стул медицинский, шкаф для медикаментов с тейзером.
При этом, в описании требуемых характеристик указанных товаров Заказчиком установлено: цвет по согласованию с Заказчиком, что по мнению Инспекции нарушает требования части 2 статьи 33, а также части 1 статьи 34 и части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержит возможности согласования поставщиком с заказчиком характеристик поставляемого товара.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком в пункте 2.1.11 ТЗ.
Действия должностного лица Минспорта РСО-Алания, выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Конкурса с нарушением требований части 2 статьи 33, а также части 1 статьи 34 и части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Заказчиком в пункте 5 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров": 27 000 000,00 (двадцать семь миллионов рублей ноль копеек).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Соответственно такие предельные значения должны быть разумными, целесообразными и обоснованными.
Однако, установление Заказчиком предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере менее начальной (максимальной) цены контракта нецелесообразно и обосновано быть не может, поскольку это нивелирует цель проведения закупки в форме конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также принципы обеспечения конкуренции, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в большую сторону.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки по детализирующим показателям критерия, нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а действия должностного лица Минспорта РСО-Алания содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами и приказом Северо-Осетинского УФАС России от 20.10.2023 N48/23, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях государственного заказчика - Минспорта РСО-Алания при проведении Конкурса нарушение требований части 5 статьи 33, части 2 статьи 33, части 1 статьи 34, части 2 статьи 51, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Минспорта РСО-Алания, Управлению Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе при проведении Конкурса.
3. Передать материалы дела N244-12/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица Минспорта РСО-Алания, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 декабря 2023 г. N А244-12/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023