Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница": Кучиной О.И.;
от ИП Венгура В.В. не явился, уведомлен, к видеоконференцсвязи не подключился;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" о включении сведений об ИП Венгура Валерии Васильевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0817200000323004637 "Поставка термометров для холодильников", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" (далее- Заказчик) о включении сведений об ИП Венгура В.В. (далее- Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0817200000323004637 "Поставка термометров для холодильников".
Представитель Заказчика пояснила, что Поставщик условия контракта не исполнил, в связи с чем, Заказчик обратился для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
ИП Венгура В.В. на заседание Комиссии не явился, заявлений, ходатайств не представил.
08 декабря 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
25.04.2023 г. между КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" и ИП Венгура В.В. был заключен контракт N Ф.2023.4637001 на поставку термометра бытовой жидкости (далее- Контракт).
В связи с тем, что ИП Венгура В.В. не исполнил принятые на себя обязательству по Контракту в виде поставки товара, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения об ИП Венгура В.В. направлены для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, рассмотрев представленные документы, проведя внеплановую проверку, полагает, что сведения о Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков силу ниже следующего:
статьей 309 ГК РФ определено, что, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
По условиям заключенного Контракта (пункт 4.1), поставка товара должна быть осуществлена в полном объёме в течении 60 календарных со дня заключения контракта, т.е. до 24.06.2023 г.
28.04.2023 г. письмом б/н ИП Венгуров В.В. просил Заказчика перенести сроки поставки на ноябрь 2023 г., либо рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
07.06.2023 г. письмом б/н ИП Венгуров В.В. вновь уведомил Заказчика о невозможности осуществления поставки в срок, просил перенести сроки на ноябрь 2023 г.
Таким образом, на 24.06.2023 г. товар Заказчику не поставлен.
26.06.2023 г. исх. N 785 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия о просрочке обязательств, предусмотренных контрактом.
08.11.2023 г. письмом N 1253 Заказчик направил в адрес Заказчика требование об уплате штрафа, что подтверждает, факт неисполнения Поставщиком контракта и на ноябрь 2023 г.
21.11.2023 г. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 1 статьи 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Поскольку Контракт надлежащим образом не исполнен, Заказчик в действительности лишился того, на что вправе был рассчитывать при осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Кроме того, если иное не предусмотрено договором купли - продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (статья 458 ГК РФ).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
1.1. Пунктами 10.1, 10.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
1.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
С вязи с тем, что Поставщиком товар не поставлен в полном объёме, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Для внесения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, необходим, в том числе, факт расторжения заключенного контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта, при условии, что это предусмотрено контрактом.
21.11.2023 г. Решение Заказчика вступило в законную силу 02.12.2023 г.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, Поставщик несет риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе связанные с участием в государственных закупках, с установлением необходимых договорных отношений с третьими лицами, подбором персонала и так далее.
ИП Венгуров В.В. не представил доказательств своего добросовестного поведения.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в целях обеспечения единства практики применения судами раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Ранее, 30.10.2023 г. (реестровая запись N 23010035) и 28.11.2023 (реестровая запись N 23011392) ИП Венгуров В.В. уже включен в реестр недобросовестных поставщиков, что так же ставит под сомнение его добросовестное поведение.
В соответствии с частью 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Доказательств обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, ИП Венгуровым В.В. не представлено.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Оценив представленные документы, Комиссия приходит к выводу о том, что Поставщик не проявил должной заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП Венгура Валерии Васильевиче (ИНН 324109969666, 243622 Брянская область,Злынковский район, с. Добродеевка, ул. Школьная, 12) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 8 декабря 2023 г. N 022/10/104-1570/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023