Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
в присутствии представителей от:
- ООО "Максимум": Рулёва О.К., представитель по доверенности N6/10 от 10.01.2023, Потапов П.П., представитель по доверенности N01 от 15.03.2023
- Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: Грудев В.В., представитель по доверенности N1 от 09.01.2023;
- КГБНОУ "Краевой детский центр "Созвездие": Гында Н.А., представитель по доверенности N03-06/71.
рассмотрев жалобу ООО "Максимум" (далее также - заявитель) и материалы дела N027/06/106-1753/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Максимум" на действия уполномоченного органа Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края заказчика Краевое государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Краевой детский центр "Созвездие" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации при пожаре, системы аварийного (эвакуационного) освещения (извещение N0122200002523005004).
В жалобе заявитель указывает на следующее.
1. Извещением о закупке не установлено требование к участникам о наличии лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Сроки исполнения контракта в пунктах 5.1, 5.1.1 и 11.1 проекта контракта указаны с технической ошибкой.
3. Заказчиком установлен срок исполнения контракта несоизмеримый с объемами выполнения работ.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком, уполномоченным органом представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу не обоснованной.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0122200002523005004 о проведении электронного запроса котировок размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.11.2023. Изменения в извещение внесены 23.11.2023.
Предмет закупки: выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации при пожаре, системы аварийного (эвакуационного) освещения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20802517,37 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.11.2023 в 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 04.12.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0122200002523005004 от 01.12.2023, в ходе осуществления закупки поступило 3 заявки, заявка с идентификационным номером 115457046 отклонена закупочной комиссией на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе (в заявке не представлена декларация участника закупки о порядковых номерах реестровых записей), заявки с идентификационными номерами: 115438780, 115439545 признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 115438780, с ценовым предложением 16751848,92 рублей.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-1753/2023, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации при пожаре, системы аварийного (эвакуационного) освещения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как следует из проектной документации размещенной в составе извещения о проведении электронного аукциона, работы будут проводиться в зданиях КГБНОУ "Краевой детский центр "Созвездие": расположенных по адресу: Хабаровскийкрай, район имени Лазо, р. п. Переяславка, улица 369 м на юго-запад от ориентира жилого дома по ул. Клубная, д. 74.
Пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ установлено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 3.8 ГОСТа Р 53195.1-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем" инженерная система (здания или сооружения) это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для жизнеобеспечения (например, система водоснабжения, система канализации, система теплоснабжения, система электроснабжения, система электроосвещения, система вентиляции и др.), выполнения процессов (система технологического оборудования - на объектах производственного назначения), поддержания комфорта (система кондиционирования воздуха, система вертикального транспорта, система тепловоздушных завес и т.п.), энерго- и ресурсосбережения (система учета потребления энергоресурсов, система учета водопотребления, система тепловых насосов, система управления светом и др.), обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).
Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Финансирование за счет внебюджетных средств" указан код вида расходов 243. В соответствии с пунктом 53.2.4.3 Приказа Минфина России от 24.05.2022 N82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" по элементу вида расходов "243 Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
Согласно письму Минстроя России от 06.09.2021 N 37970-ОД/08 системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Таким образом, работы по монтажу новых, и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при их капитальном ремонте.
В связи с чем, выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации при пожаре, системы аварийного (эвакуационного) освещения неотделим от инженерных систем и является капитальным ремонтом объекта капитального строительства.
Согласно извещению, в рассматриваемой закупке установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571. Указанное дополнительное требование обусловлено выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ установлено, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено указанным Кодексом.
Из приведенного положения ГрК РФ следует, что право осуществлять капитальный ремонт объекта капитального строительства может быть реализовано при соблюдении условия о том, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства.
Как установлено материалами дела в рассматриваемом случае требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации с правом на осуществления работ в области капитального ремонта объектов капитального строительства установлено (п. 4 извещения, п. 3 раздела II извещения "Информационная карта").
Вместе с тем, в соответствии с письмом от 26.06.2018 г. N АГ/47983/18 по мнению ФАС России, в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. ФАС России обращает внимание, что к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
Пунктом 4.3.6 проекта контракта извещения об осуществления закупки установлено право подрядчика на привлечение к выполнению работ, указанных в контракте, субподрядчиков. Субподрядчик должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим соответствующие работы.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.
2. Согласно разделу V извещения "Проект контракта": "5.1. Срок выполнения (завершения) работ: с даты заключения контракта по 30.12.2023. 5.1.1. Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта: 29.02.2024.".
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и указанным Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, вышеуказанные сроки не противоречат друг другу, а установлены с учетом необходимости осуществления завершающих мероприятий для "закрытия" контракта после непосредственного выполнения работ. Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.
3. Согласно пояснениям заказчика, выполнение работ в сжатые сроки обусловлено большой социальной значимостью ремонтируемого объекта и необходимостью завершения его ремонта в короткие сроки, а также исполнения Предписания Федерального государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Учреждение обеспечивает отдых и оздоровление детей круглогодично, декабрь месяц является менее загруженным, что позволяет производить работы на объектах одновременно. Производительность труда зависит от интенсивности рабочего процесса и количества задействованных штатных единиц и механизмов.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России установленные заказчиком сроки выполнения работ соответствуют его потребностям, информация о сроках выполнения работ содержится в проекте контракта, у потенциальных участников закупки имеется возможность всесторонне оценить сопутствующие риски неисполнения установленных требований до подачи своей заявки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.12.2023 в аукционе приняли участие три хозяйствующих субъекта, каждый из которых готов выполнить работы в установленные сроки.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Максимум" на действия уполномоченного органа Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края заказчика Краевое государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Краевой детский центр "Созвездие" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации при пожаре, системы аварийного (эвакуационного) освещения (извещение N0122200002523005004) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 декабря 2023 г. N 7-1/335 (ключевые темы: исполнение контракта - капитальный ремонт - объекты капитального строительства - участники закупок - эвакуация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023