Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
(далее - Инспекция),
в отсутствии представителей:
- от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края - представитель не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом,
на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена проверка действий заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУ "ДВЦЛО и КДМО", заказчик) при осуществлении закупки у единственного поставщика на поставку медицинских изделий: Аппарат искусственной вентиляции легких Trilogy Evo c принадлежностями, вариант исполнения Trilogy EV 300 (реестровый номер контракта N 22724232433 22 000017, контракт от 11.02.2022 N56/22).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Хабаровское УФАС России поступила информация, указывающая на признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - КГБУ "ДВЦЛО и КДМО" при осуществлении закупки у единственного поставщика на поставку медицинских изделий: Аппарат искусственной вентиляции легких Trilogy Evo c принадлежностями, вариант исполнения Trilogy EV 300 (реестровый номер контракта N 22724232433 22 000017, контракт от 11.02.2022 N56/22).
В рамках поступившей информации, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - КГБУ "ДВЦЛО и КДМО" осуществлена закупка у единственного поставщика на поставку медицинских изделий: Аппарат искусственной вентиляции легких Trilogy Evo c принадлежностями, вариант исполнения Trilogy EV 300 (ОКПД 2 32.50.21.122) - Аппараты дыхательные реанимационные (является медицинским изделием).
Между заказчиком - КГБУ "ДВЦЛО и КДМО" и ООО "Мед Эквипмент" 11.02.2022 заключен контракт N 56/22 на поставку медицинских изделий: Аппарат искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер контракта 22724232433 22 000017), с ценой контракта 52 700 000,00 рублей (п. 2.2 контракта).
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (планом распределения (Приложение N 5 к контракту), на условиях предусмотренных п. 1.3 контракта. Срок поставки: с момента заключения контракта по 31.03.2022.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок, контракт между сторонами исполнен, о чем свидетельствует акт приемки товаров от 20.03.2023, подписанный и.о. директора учреждения Струнец А.А.
Из письменных пояснений заказчика (исх. от 16.11.2023 N02-22-1623, от 04.12.2023 N02-22-1706) следует, что основанием для осуществления закупки послужила необходимость борьбы с коронавирусной инфекцией, также введенные санкции в отношении Российской Федерации не позволили осуществить поставку товара, в установленные контрактом сроки, при этом, товар жизненно необходим заказчику.
Рассмотрев материалы дела N7-3/656, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (в ред. от 30.12.2021).
Статья 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что осуществление закупки у единственного поставщика возможно по основанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В пункте 2 письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N219-АГ-70, ФАС России NМЕ/28039/20 разъяснено: поскольку распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, в такой период заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых в связи с возникновением данных обстоятельств. При этом должна быть причинно-следственная связь между объектом закупки и возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
ФАС России в письме от 18.03.2020 NИА/21684/20 уточнила, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавируса на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между совершением указанных действий и предметом закупки.
Таким образом, при распространении коронавирусной инфекции важным условием для возможности осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является наличие причинно-следственной связи между совершением действий, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции, и объектом закупки.
При этом закупка возможна в количестве, объеме, которые необходимы для борьбы с обстоятельствами непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, при условии, что применение конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.
В рассматриваемом случае заказчиком осуществлена закупка у единственного поставщика по основанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. 11.02.2022 между заказчиком и ООО "Мед Эквипмент" заключен государственный контракт на поставку аппарат искусственной вентиляции легких Trilogy Evo c принадлежностями, вариант исполнения Trilogy EV 300 (контракт N 56/22 от 11.02.2022, реестровый номер 22724232433 22 000017).
Срок поставки определен сторонами до 31.03.2022, с условием о монтаже, вводе оборудования в эксплуатацию оборудования (с учетом сроков приемки в соответствии с разделом 6 контракта, а также сроков оказания услуг в соответствии с разделом 7 контракта).
Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что 19.01.2022 заказчику предоставлена из краевого бюджета субсидия на обеспечение мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (Соглашение N2-С от 19.01.2022), 09.12.2022 до заказчика доведены лимиты бюджетных ассигнований для закупки аппарат искусственной вентиляции легких, что подтверждается платежным поручением N472649 от 09.12.2022.
Таким образом, с 19.01.2022 заказчик обладал возможностью для планирования и проведения конкурентных процедур.
Принимая во внимание цену контракта в размере 52 700 000,00 рублей (п. 2.2 Контракта), осуществление закупки возможно путем проведения конкурса или аукциона.
Кроме того, условиями контракта (п. 5.1) предусмотрен срок поставки оборудования до 31.03.2022, в том числе ввод оборудования в эксплуатацию, вместе с тем Поставщиком товар поставлен 20.03.2023 (акт об исполнении обязательств по контракту от 20.03.2023).
Также нарушение сроков по поставке оборудования подтверждается направленной заказчиком претензии от 11.07.2023 N 02-22-1121 в адрес поставщика, согласно которой максимальный срок просрочки обязательств составил 302 дня. При этом, учитывая сроки несвоевременного исполнения обязательств поставщиком, заказчиком решение об одностороннем расторжении контракта не принято.
Таким образом, применительно к рассматриваемому объекту закупки и сроку осуществления поставки, у заказчика имелась возможность осуществления закупки путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме.
Учитывая сроки с даты принятия решения об осуществлении закупки и до заключения государственного контракта 11.02.2022, сроки исполнения контракта (поставка оборудования, ввод в эксплуатацию) до 31.03.2022, а также просрочку исполнения обязательств по поставке товара поставщиком, данные обстоятельства не влияли на фактически осуществляемую учреждением деятельность по борьбе с коронавирусной инфекцией, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу о неправомерном выборе заказчиком способа определения поставщика путем осуществления закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур, а именно: заключении контракта N56/22 от 11.02.2022 с нарушением требований п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Допущенное заказчиком нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что контракт на момент рассмотрения Инспекцией Хабаровского УФАС России настоящего дела заключен и исполнен, Инспекция приходит к выводу об отсутствии возможности выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - КГБУ "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Члены Инспекции: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 декабря 2023 г. N 171 (ключевые темы: закупка у единственного поставщика - изделия медицинского назначения - товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок - непреодолимая сила)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023