Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
в присутствии представителей:
от заказчика - Администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края, представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
от ООО "Региональная Инжиниринговая Компания" (ООО "РИК"): Сайганов А.О., представитель по доверенности от 05.12.2023; Гербек Д.И. представитель по доверенности от 06.12.2023.
В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России 07.12.2023 объявлялся перерыв до 08.12.2023.
рассмотрев материалы дела N 7-3/728 по обращению Администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИК" (ИНН 2722133980), а также директоре/учредителе общества Лысенко Людмиле Григорьевне (ИНН 272505824067), в связи с односторонним расторжением государственного контракта N91 от 01.11.2022 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации линейного объекта "Строительство дороги по ул. Мартовская в городском поселении "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края (Реестровый номер контракта 32709011052 22 000114) заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона (извещение N0122300000922000103) и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки ООО "РИК",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт N91 от 01.11.2022 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации линейного объекта "Строительство дороги по ул. Мартовская в городском поселении "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края между Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края и ООО "РИК" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N0122300000922000103 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 4293137,94 рублей.
Контракт заключен по цене 3177778,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации линейного объекта "Строительство дороги по ул. Мартовская в городском поселении "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Пунктом 1.2 контракта определено место выполнения работ: Российская Федерация, 682860, Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино.
Пунктом 1.3 контракта установлен срок выполнения работ: Начало выполнения работ: с даты подписания контракта. Окончание выполнения работ: 24.05.2023.
В соответствии с п. 8 приложения N1 к контракту "Техническое задание" исполнитель обязуется без дополнительной оплаты передать и защитить проектную документацию в органе государственной экспертизы от имени Заказчика. В случае возникновения дополнительных затрат, работ, данные расходы нести за свой счет.
Пунктом 11 приложения N1 к контракту "Техническое задание" установлена необходимость; передачи отчетов комплексных инженерных изысканий в орган государственной экспертизы от имени Заказчика; защиты отчетов в органе государственной экспертизе. Также пунктом 22 приложения N1 к контракту "Техническое задание" определена форма предоставления материалов. (По первому этапу. После прохождения государственной экспертизы: Утвержденные государственным экспертным органом, согласованные со всеми организациями, ведомствами и утвержденные в установленном порядке технические отчеты инженерных изысканий представить Заказчику; По второму этапу. После прохождения государственной экспертизы: Утвержденную государственным экспертным органом, согласованную со всеми организациями, ведомствами и утвержденную в установленном порядке проектную и рабочую документацию представить Заказчику).
Согласно п. 9.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 9.3 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случаях неисполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за нарушение Подрядчиком сроков, установленных настоящим Контрактом. Заказчик также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, предусмотренном частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, а именно если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 9.5 контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с тем, что исполнитель ООО "РИК" не выполнил работы по разработке проектной и рабочей документации линейного объекта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N91 от 01.11.2022 (решение от 20.11.2023).
В результате изучения материалов дела 7-3/728, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что по условиям контракта требовалось выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации линейного объекта "Строительство дороги по ул. Мартовская в городском поселении "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края в срок до 24.05.2023.
07.06.2023 ООО "РИК" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N18) с запросим исходно-разрешительной документации для передачи и защиты отчетов комплексных инженерных изысканий в органе государственной экспертизы.
14.06.2023 Заказчиком в адрес ООО "РИК" направлено письмо (исх. N1799/01-38) о направлении исходно-разрешительной документации.
28.06.2023 ООО "РИК" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N23) о направлении счета на оплату государственной экспертизы инженерных изысканий (также ООО "РИК" направлены аналогичные письма: N25 от 29.06.2023, N26 от 30.06.2023)
28.06.2023 Заказчиком в адрес ООО "РИК" направлено письмо (исх. N1955/01-38) о необходимости оплаты государственной экспертизы инженерных изысканий за счет средств исполнителя, и нарушении сроков выполнения работ по контракту (также Заказчиком направлены аналогичные письма: N2063/01-38 от 05.07.2023, N2156/01-38 от12.07.2023, N41 от 11.09.2023).
Письмом N30 от 06.07.2023 ООО "РИК" сообщил о приостановке работ по контракту до решения вопроса по госэкспертизе.
14.07.2023 Заказчиком в адрес ООО "РИК" направлено письмо (исх. N2191/01-38) о необоснованности приостановки работ и необходимости исполнения условий контракта.
06.10.2023 Заказчиком в адрес ООО "РИК" направлено письмо (исх. N3080/01-38) о направлении акта о рассмотрении представленных документов по исполнению контракта с указанием неисполненных работ (по первому этапу - не пройдена экспертиза и не получено положительное заключение государственного экспертного органа, по второму этапу - полностью не выполнены работы). Аналогичное письмо исх. N3351/01-38 направлено 31.10.2023.
В связи с тем, что исполнитель ООО "РИК" не выполнил работы по разработке проектной и рабочей документации линейного объекта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N91 от 01.11.2022 (решение от 20.11.2023).
20.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 30.11.2023.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
01.12.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, доказательств устранения выявленных недостатков обществом не представлено. Таким образом, основания для принятия решения об отказе во включении ООО "РИК" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "РИК" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "РИК", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края об ООО "РИК" (ИНН 2722133980), а также директоре/учредителе общества Лысенко Людмиле Григорьевне (ИНН 272505824067), в связи с односторонним расторжением государственного контракта N91 от 01.11.2022 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации линейного объекта "Строительство дороги по ул. Мартовская в городском поселении "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края (Реестровый номер контракта 32709011052 22 000114) заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона (извещение N0122300000922000103) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 декабря 2023 г. N РНП-27-491
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023