Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии:
- представителей заказчика - Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу по доверенности от 08.12.2023 N 17/12-17/71, по доверенности от 08.12.2023 N 17/12-17/70,
- директора общества с ограниченной ответственностью "Стройград",
рассмотрев материалы дела N 7-3/710 по обращению заказчика - Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее также - УТ МВД России по ДФО, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Стройград" (ИНН 2720036149) (далее также - ООО "Стройград", Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.10.2023 N 0122100005523000107.2023 на выполнение работ по установке противопожарных дверей (замене дверей на противопожарные) для нужд УТ МВД России по ДФО (реестровый номер 1272201151023000109), заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме (Извещение от 25.09.2023 N 0122100005523000107), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Стройград",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - УТ МВД России по ДФО о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стройград" (ИНН 2720036149) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.10.2023 N 0122100005523000107.2023 на выполнение работ по установке противопожарных дверей (замене дверей на противопожарные) для нужд УТ МВД России по ДФО (реестровый номер 1272201151023000109), заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме (Извещение от 25.09.2023 N 0122100005523000107), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Стройград".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком - УТ МВД России по ДФО проведен запрос котировок в электронной форме на выполнение работ по установке противопожарных дверей (замене дверей на противопожарные) для нужд УТ МВД России по ДФО (Извещение от 25.09.2023 N 0122100005523000107).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 148 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122100005523000107 от 03.10.2023 победителем торгов признана заявка с идентификационным номером 115002600 (заявка ООО "Стройград"), предложившего наименьшую цену контракта 119 000,00 рублей.
Между УТ МВД России по ДФО и победителем торгов - ООО "Стройград" 06.10.2023 заключен контракт N 0122100005523000107.2023 на выполнение работ по установке противопожарных дверей (замене дверей на противопожарные) для нужд УТ МВД России по ДФО (реестровый номер 1272201151023000109) (далее также - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по установке противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные) для нужд УТ МВД России по ДФО (далее - работы), согласно приложению N1 "Техническое задание" к настоящему контракту, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 119 000,00 руб. (сто девятнадцать тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Техническое здание:
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара: |
|
Наименование показателей (характеристик) товара, единицы измерения |
Значения показателей (характеристик) товара, предложенных Исполнителем в соответствии с заявкой. |
|||
Дверь противопожарная металлическая |
шт. |
2 |
Высота дверного полотна |
|
Ширина дверного полотна |
|
|||
Назначение по месту установки |
|
|||
Предел огнестойкости |
|
|||
Тип двери |
|
|||
Тип двери по наличию остекления |
|
|||
Основной замок |
|
|||
Дополнительный замок |
|
|||
Класс защиты двери |
|
Приложением N 2 к контракту Стороны согласовали Спецификацию:
N п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. выполненной работы |
Стоимость, руб. |
1 |
Выполнение работ по установке противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные) Дверь противопожарная металлическая (Россия) Высота дверного полотна 2100 миллиметр Ширина дверного полотна 900 миллиметр Назначение по месту установки Внутренняя Предел огнестойкости 60 Тип двери EI (огнестойкая) Тип двери по наличию остекления Глухая Основной замок 3 класс устойчивости Дополнительный замок 2 класс устойчивости Класс защиты двери 3 класс защиты |
шт. |
2 |
59 500,00 |
119 000,00 |
|
Итого |
|
|
|
119 000,00 |
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 контракта срок установки противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные) установлен: в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения Контракта, место установки противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Джамбула, д. 13.
Согласно Техническому заданию, п.п. 3.1, 3.2 контракта срок установки противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные): в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения Контракта, место установки противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Джамбула, д. 13.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 5 контракта.
В соответствии с п. 5.1.1 контракта Исполнитель обязуется обеспечить выполнение работ в соответствии с требованиями настоящего Контракта и Техническим заданием (Приложение N1).
Согласно п. 4.2 контракта Исполнитель по факту выполненных работ формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 4.8 контракта).
В соответствии с п. 7.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Настоящий Контракт вступает в силу с даты подписания и действует до "31" декабря 2023 г., а в части расчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя (п. 8.1 контракта).
В силу п. 8.2 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон
В соответствии с п. 8.3 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 10.1 контракта установлено, что во всем, что не предусмотрено Контрактом, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
Как следует из обращения заказчика, в соответствии с условиями контракта Исполнитель принял на себя обязательства выполнить работы по установке противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные) для нужд УТ МВД России по ДФО (далее - работы) согласно приложению N1 "Техническое задание" к настоящему контракту, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 3.1 контракта срок установки противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные) установлен: в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения Контракта, т.е. до 20.11.2023 включительно.
14.11.2023 в адрес УТ МВД России по ДФО поступило письмо от Исполнителя (исх. от 14.11.2023 N 26189) о невозможности исполнить обязательства по контракту в указанный в п. 3.1 контракта срок, так как в связи с санкциями на поставку материалов и комплектующих заводы изготовители увеличили срок готовности изделия, требуемого заказчику в рамках исполнения контракта, до 100 рабочих дней, и минимальный срок готовности изделия - февраль 2024 года. Таким образом, Исполнитель просит рассмотреть возможность продления срока выполнения работ либо расторгнуть контракт по соглашению сторон.
15.11.2023 в ответ на письмо ООО "Стройград" заказчик запросил у Исполнителя предоставить до 17.11.2023 документы, подтверждающие наличие форс-мажорных обстоятельств, а именно: гарантийные письма от заводов-изготовителей о том, что именно по причине санкций, наложенных на поставку материалов и комплектующих увеличились сроки изготовления изделий, а также другие документы, подтверждающие событие форс-мажора.
Однако запрашиваемые у Исполнителя документы в адрес заказчика на дату - 20.11.2023 не поступали.
В связи с тем, что в установленный срок обязательства по контракту не исполнены, работы по установке противопожарных дверей не выполнены, данное обстоятельство явилось основанием принять заказчиком 20.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт расторгнут 01.12.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/710, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии с п. 1 ст. 703 ГК РФ по договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
Согласно п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 723 ГК РФ, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
В соответствии с п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 20.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 20.11.2023.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, контракт расторгнут 01.12.2023.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты надлежащего уведомления Исполнителя (20.11.2023).
По состоянию на 20.11.2023, 01.12.2023 обязательства по контракту не исполнены, работы по установке противопожарных дверей не выполнены.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Также, в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 3.1 контракта срок установки противопожарных дверей (замены дверей на противопожарные) установлен: в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения Контракта, т.е. до 20.11.2023 включительно.
Однако на дату 20.11.2023 обязательства по контракту не исполнены, работы по установке противопожарных дверей не выполнены.
Согласно письму Исполнителя (исх. от 14.11.2023 N 26189) исполнить обязательства по контракту в указанный в п. 3.1 контракта срок не представляется возможным, так как в связи с санкциями на поставку материалов и комплектующих заводы изготовители увеличили срок готовности изделия, требуемого заказчику в рамках исполнения контракта, до 100 рабочих дней, и минимальный срок готовности изделия - февраль 2024 года. Таким образом, Исполнитель просит рассмотреть возможность продления срока выполнения работ либо расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Вместе с тем, на дату расторжения контракта, а именно: 01.12.2023 документы, подтверждающие наличие форс-мажорных обстоятельств: гарантийные письма от заводов-изготовителей о том, что именно по причине санкций, наложенных на поставку материалов и комплектующих увеличились сроки изготовления изделий, а также другие документы, подтверждающие событие форс-мажора, в адрес заказчика не поступали.
Также в силу п. 8.2 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (п. 8.2.1 контракта); если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (п. 8.2.2 контракта).
Согласно ч. 1 ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч. 2 ст. 450 ГК РФ).
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст.450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В связи с тем, что ООО "Стройград" не может поставить противопожарные двери для последующей их установки (замены), на основании п. 1 ст. 463 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчиком 20.11.2023принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение размещено в ЕИС 2011.2023. Контракт расторгнут 01.12.2023.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В ходе проведения проверки ООО "Стройград" письменные пояснения в антимонопольный орган не поступали.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, директор ООО "Стройград" пояснил, что Исполнитель изначально, еще до заключения контракта, был введен в заблуждение в связи с некорректно составленным Техническим заданием, что также явилось причиной невозможности исполнить контракт в установленный срок
Однако данный довод является несостоятельным ввиду следующего.
Заказчик, формируя проект контракта, включает в него все необходимые ему условия, в т.ч. те, которые прямо не названы в законе или ином нормативном правовом акте. Например, указывает источник финансирования контракта, определяет права и обязанности сторон и т.д. Участник закупки, подавая заявку на участие в ней, тем самым выражает согласие со всеми условиями заказчика.
Таким образом, Общество, подавая заявку на участие в закупке (Извещение от 25.09.2023 N 0122100005523000107), согласилось со всеми условиям, установленными заказчиком, то есть акцептовало свою возможность исполнения всех условий, требований и обязательств, заключило контракт именно на тех условиях, которые определил заказчик, при этом любые условия в контракте, заключенном в рамках Закона N 44-ФЗ, являются существенными и не подлежат изменению сторонами.
Следует отметить, что принимая участие в закупке, ООО "Стройград" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Доводы заявителя о том, что неисполнение обязательств по контракту явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, независящих от Общества, а именно: в связи с санкциями на поставку материалов и комплектующих заводы изготовители увеличили срок готовности изделия, требуемого заказчику в рамках исполнения контракта, до 100 рабочих дней, и минимальный срок готовности изделия - февраль 2024 года, являются несостоятельными, поскольку доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы Обществом не представлено.
В силу п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела в действиях Исполнителя не установлены обстоятельства, указанные в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в части принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Стройград" в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая участие в закупке, ООО "Стройград" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Стройград", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - УТ МВД России по ДФО в отношении ООО "Стройград" (ИНН 2720036149), учредителя, генерального директора Общества Солоненко Любови Федоровны (ИНН 272418469803), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.10.2023 N 0122100005523000107.2023 на выполнение работ по установке противопожарных дверей (замене дверей на противопожарные) для нужд УТ МВД России по ДФО (реестровый номер 1272201151023000109), заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме (Извещение от 25.09.2023 N 0122100005523000107), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 декабря 2023 г. N РНП-490 (ключевые темы: установка противопожарных дверей - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - исполнитель - непреодолимая сила)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023