Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи Общества с ограниченной ответственностью "Дорстройпроект" на положение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Красные Горки - Бакач на участке км 11+000 - км 17+470 в Дедовичском районе Псковской области (регистрационный номер 1292-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323001142) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08.11.2023 уполномоченным органом - Комитетом по закупкам Псковской области по заданию Заказчика - Управления автомобильных дорог Псковской области объявлен открытый конкурс в электронной форме на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Красные Горки - Бакач на участке км 11+000 - км 17+470 в Дедовичском районе Псковской области (регистрационный номер 1292-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323001142).
Извещение N 0157200000323001142 о проведении вышеуказанного конкурса размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 08.11.2023 17:03.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 08.12.2023 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
02.12.2023 (вх.N5878-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 08.12.2023 в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N5878-ЭП/23 от 02.12.2023).
1. Заказчик не раскрывает в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе требования, указанные в пункте 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
2. В порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком не указывается способ определения оценки заявки в соответствии с пп. "в" п. 7 и пп. "в" п. 8 Положения, в которых указано, что "оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки.
3. Неприменение Заказчиком предельных минимальных и максимальных значений по детализирующему показателю заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны оказать услуги надлежащим образом.
Представители Заказчика, уполномоченного органа, не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх.NКЗ-21-209 от 07.12.2023, исх.N613 от 07.12.2023, в материалах дела):
1. Спорная закупка осуществляется посредством проведения открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 19 статьи 48 Закон о контрактной системе. Процедура подачи ценовых предложений, предусмотренная частью 8 статьи 48 Закона о контрактной системе, отсутствует в принципе, что обуславливает отсутствие каких-либо положений, связанных с этой процедурой, в документе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
2. Заказчиком в приложении к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" критерий оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" правомерно установлена формула в соответствии с п. 9 Положения об оценке заявок, что не противоречит Положению и Закону о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не раскрыт способ определения количества баллов по каждому из критериев оценки, основан на неверном субъективном толковании Заявителем норм закона и недостаточной внимательности при ознакомлении с закупочной документацией.
3.Закон о контрактной системе не регламентирует установление тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику.
Установленный Заказчиком порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу. Доводы заявителя об ограничении количества участников закупки установленным заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом.
Как следует из части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) Заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 5 статьи 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения установлено, что для оценки заявок применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (отдельный фал) оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктом 9 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604.
Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта" (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
а)
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по критерию оценки "цена контракта" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта".
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта
Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта" не допускается.
При этом, пунктом 10 Положения установлена формула оценки заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22) в соответствии с Законом о контрактной системе подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля.
Пунктом 1 части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом того, что заявка состоит из второй и третьей частей.
Уполномоченный орган пояснил, что данный конкурс является "коротким", поскольку проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, при котором заявка состоит из второй и третьей части, и положения частей 3 - 10 статьи 48 Закона о контрактной системе не применяются. Вследствие этого, согласно пункта 23 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при проведении спорной закупки процедура подачи предложений о цене контракта, предусмотренная частью 8 статьи 48 Закона о контрактной системе отсутствует.
Изучив вышеуказанный порядок оценки и представленные Заказчиком материалы, Комиссия Псковского УФАС России установила, что оценка заявок участников конкурса по критерию "Цена контракта" установлена Заказчиком надлежащим образом, с учетом проведения конкурса в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 5 Положения об оценке при проведении конкурсов:
а) с учетом данного Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 данного Положения - "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги"
в) значимость критерия оценки определяется с учетом данного Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
В соответствии с пунктом 8 Положения об оценке в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" ("характеристики объекта закупки") и "г" ("квалификация участников закупки") пункта 3 данного Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
1) цена контракта - значимость критерия оценки: 60,00%;
2) квалификация участников закупки - значимость критерия оценки: 40,00%.
Детализирующий показатель один - общая цена исполненных участником закупки договоров, значимость 100,00%.
К извещению заказчиком приложен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в котором установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке (раздел II) и отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II данного документа (раздел III).Установленная заказчиком значимость критериев оценки определена с учетом Положения об оценке.
Комиссия Псковского УФАС России пришла к единому мнению, что установленный Заказчиком порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе соответствует ст. 32 Закона о контрактной системе и Положению об оценке.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При проведении заседания Комиссии установлено, что податель жалобы с запросом к заказчику о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не обращался. Обстоятельство о том, что участнику закупки непонятен установленный при осуществлении закупки порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, не может является основанием для признания заказчика нарушившим Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о нарушении заказчиком Положения об оценке, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе не нашел подтверждения.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки".
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 2604).
Согласно п. 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604 (далее - Положение), для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено
Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Комиссия изучила извещение о проведении открытого конкурса и приложения к нему установила, что Заказчиком, сформированный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе подготовлен в соответствии с требованиями Постановления N2604.
При этом спорное извещение не содержит таких оснований для отказа в допуске к участию в проводимом конкурсе, как отсутствие опыта выполнения работ по предмету закупки или отсутствию необходимого количества исполненных контрактов (договоров). Закупка проводится способом открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Данная позиция согласуется с судебной практикой по делу N14АП-7377/2023.
Комиссия полагает, что Заявителем не предоставлено доказательств того, что данный порядок оценки каким-либо образом ограничивает его права и законные интересы и препятствует участию в закупке.
Заявителем подана заявка на участие в конкурсе (идентификационный номер 28), что подтверждает возможность участие.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дорстройпроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 11 декабря 2023 г. N 060/06/32-543/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023