Резолютивная часть решения оглашена "8" декабря 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "13" декабря 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Заказчик) <_>,
общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Круг" (далее - ООО ЧОП "Круг", Заявитель) - <_>,
в отсутствие представителя публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ПАО Сбербанк), уведомленного о рассмотрении дела надлежаще,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу (вх. от 04.12.2023 N8086-ЭП/23) общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Круг" на действия ПАО Сбербанк при проведении электронного аукциона N 0264100000223000263 на оказание услуг по охране объектов зданий и помещений ОСФР по Тамбовской области с помощью пультовой охраны (охранно-пожарной сигнализации) и кнопки тревожной сигнализации, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Круг" на действия ПАО Сбербанк при проведении отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области электронного аукциона N 0264100000223000263.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями ПАО Сбербанк, выдавшего независимую гарантию от 27.11.2023 N 3652007942-23-Г2 в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - независимая гарантия), не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, в результате чего Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта.
07.11.2023 в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение N 0264100000223000263 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов зданий и помещений ОСФР по Тамбовской области с помощью пультовой охраны (охранно-пожарной сигнализации) и кнопки тревожной сигнализации.
Заказчик - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 850 811,92 рублей.
В извещении о проведении закупки установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта и порядок его предоставления.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения о закупке. Электронный аукцион признан на основании п.1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе несостоявшимся. Комиссией по осуществлению закупок Заказчика принято решение заключить контракт с единственным участником закупки N 0264100000223000263 ООО ЧОП "Круг" (идентификационный номер заявки 115274593) с ценовым предложением 1850811,92 руб.
Заказчик в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в регламентированный срок - 21.11.2023 разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта для подписания его победителем.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В срок, установленный п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, 27.11.2023 ООО ЧОП "Круг" подписало проект контракта и разместило в качестве обеспечения исполнения контракта независимую гарантию от 27.11.2023 N 3652007942-23-Г2, выданную ПАО Сбербанк.
Заказчик 30.11.2023 разместил в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки N 0264100000223000263, указав, что независимая гарантия от 27.11.2023 N 3652007942-23-Г2, представленная победителем в качестве обеспечения исполнения контракта, выданная ПАО Сбербанк, не соответствует требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе и типовой форме, утвержденной Постановлением N 1005, о чем Заказчик также сообщил Победителю в уведомлении об отказе в принятии независимой гарантии (от 30.11.2023 исх. N 1).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В силу части 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией (п. 2);
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6).
Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представитель Заявителя сообщил, что банк должен проверять условия независимой гарантии на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе. Заявитель также пояснил, что, обнаружив, что рассматриваемая независимая гарантия является ненадлежащей, повторно обратился в ПАО Сбербанк. Данный банк выпустил новую независимую гарантию N 3652007942-23-Г2 от 29.11.2023, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе и Постановлению N 1005.
В материалы дела Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых Заказчик сообщает, что независимая гарантия от 27.11.2023 N 3652007942-23-Г2, выданная ПАО Сбербанк, не соответствует требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе и типовой форме, утвержденной Постановлением N 1005. В настоящее время в реестре независимых гарантий размещена независимая гарантия N 3652007942-23-Г2 от 29.11.2023, которая соответствует требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе и Постановлению N 1005.
Комиссия Тамбовского УФАС России объявляла в заседании по данному делу, назначенному на 08.12.2023 в 11 часов 30 минут, перерыв до 15 часов 08.12.22023 (уведомление от 08.12.2023 N ЕГ/5090/23) для привлечения к участию в деле в качестве ответчика ПАО Сбербанк и получения от банка письменных пояснений причины выдачи ООО ЧОП "Круг" независимой гарантии N 3652007942-23-Г2 от 27.11.2023 с нарушением требований ст. 45 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1005.
Представитель ПАО Сбербанк на заседании Комиссии не явился, письменные пояснения по обозначенному обстоятельству не представлены.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что независимая гарантия от 27.11.2023 N 3652007942-23-Г2, выдана "в обеспечение требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара", что не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, поскольку не содержит обязательства принципала по исполнению контракта;
- не содержит отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованию п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе;
- не соответствует Типовой форме, утвержденной Постановлением N 1005.
В связи с чем, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия ПАО Сбербанк, выдавшего независимую гарантию от 27.11.2023 N 3652007942-23-Г2, нарушают части 2, 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом неправомерные действия ПАО Сбербанк, выдавшего независимую гарантию не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановления N 1005, привели к признанию Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Поскольку ПАО Сбербанк уже выдана ООО ЧОП "Круг" надлежащая независимая гарантия N 3652007942-23-Г2 от 29.11.2023, Комиссия Тамбовского УФАС России не выдает ПАО Сбербанк предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Круг" обоснованной.
2. Признать в действиях ПАО Сбербанк нарушение ч.ч. 2, 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе при выпуске независимой гарантии от 27.11.2023 N 3652007942-23-Г2 .
3. Выдать Заказчику - отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области, комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Оператору электронной площадки обязательное предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13 декабря 2023 г. N 068/06/45-910/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023