На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России)
проведена внеплановая проверка соблюдения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на участке км 0+000 - км 6+250 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан - Зарубино в Хасанском муниципальном округе на территории Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (извещение N 0820500000823001308)
Адрес проверяемой организации: ул. Бородинская, д. 12, г. Владивосток, Приморский край, 690033;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
На основании п.п. "б" п.2 ч.15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) проводит проверку соблюдения требований Закона N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на участке км 0+000 - км 6+250 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан - Зарубино в Хасанском муниципальном округе на территории Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (извещение N 0820500000823001308).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно обращению ООО "Магистраль", Заказчик допустил нарушение требований Закона N44-ФЗ, так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 стать 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 7.5 Технического задания работы по устройству асфальтобетонного покрытия необходимо выполнять в соответствии с требованиями СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 "Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона", СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012 "Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона", ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах добровольности применения документов по стандартизации.
В соответствии с частью 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 4, частью 2 статьи 18, частью 2 статьи 21 Федерального закона N 162-ФЗ стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации и в соответствии с действующими на территории Российской Федерации техническими регламентами.
Согласно статьям 5 и 26 Федерального закона N 162-ФЗ применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации внутренние документы саморегулируемой организации не могут противоречить законодательству Российской Федерации.
Законодательством о градостроительной деятельности обязательное применение документов в области стандартизации, утвержденных НОСТРОЙ, не предусмотрено.
Указанная позиция отражена в письме Ростехнадзор от 09.09.2019 N 09-01-04/7154.
В п. 3.11 Стандарта национальной организации строителей СТО НОСТРОЙ 1.0-2020 "Основные положения" указано, что система стандартизации НОСТРОЙ -это совокупность документов по стандартизации НОСТРОЙ, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности ее участников в целях обеспечения безопасности и повышения качества работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.
Пунктом 4.1 определено, что деятельность НОСТРОЙ в области стандартизации осуществляется в целях создания условий для применения единых документов по стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
В Перечень действующих стандартов НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, включен и спорный СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 (п.73)
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" устанавливает понятия видов дорожных работ:
10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Для данного вида работ требуется членство в СРО для организации, производящей работы по капитальному ремонту объекта.
Объектом закупки является осуществление дорожной деятельности (ремонт) на участке км 0+000 - км 6+250 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан - Зарубино в Хасанском муниципальном округе на территории Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В соответствии с извещением о проведении конкурса, Заказчиком установлено дополнительно требование в соответствии с позицией 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2571).
Дополнительные требования в соответствии с позицией 18 Постановления Правительства РФ N2571 устанавливается в случае, если объектом закупки выступают работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Извещением о проведении закупки не установлены требования о том, что участник должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Учитывая, что для видов работ, указанных в описании объекта закупки, не требуется членство в СРО, кроме того, Заказчиком приобретаются работы по ремонту дорог, а требования НОСТРОЙ разработаны и применяются при строительстве, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, указание на соответствие требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 "Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона" не соответствует требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, выразившееся в установлении излишних требований в отношении объекта закупки.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса решила:
1.Признать, что заказчик допустил нарушение части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
2. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ в соответствии с пп. Б п. 35 Постановления Правительства от 01.10.2020 N1576.
3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 7 декабря 2023 г. N ВП 112
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023