Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 декабря 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
При участии представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (далее - Заказчик) - "_" (распоряжение N286-рк от 08 сентября 2021 г.), "_" (доверенность N33 от 18 января 2023 г.);
В отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Дороги и Клининг" (далее - ООО "Дороги и Клининг", Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на текущий ремонт защитных ограждений трансформаторных подстанций Верхнемарковского муниципального образования, извещение N 0134300070123000052 (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 05 декабря 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на текущий ремонт защитных ограждений трансформаторных подстанций Верхнемарковского муниципального образования, извещение N 0134300070123000052.
По мнению Заявителя:
1. Заказчиком в нарушение положений Федерального закона N44-ФЗ не указаны конкретные адреса местоположения трансформаторных подстанций (19 шт.), на которых планируется проведение текущего ремонта защитных ограждений.
2. Заказчиком опубликованы разъяснения положений извещения с нарушением части 5 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Заказчиком установлены заведомо нереальные сроки для исполнения контракта.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 29 ноября 2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 29.11.2023 N0134300070123000052".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 751 616 рублей 62 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 07 декабря 2023 года.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о частичной обоснованности жалобы на основании следующего.
1. Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Извещением об осуществлении закупки N0134300070123000052 определено место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги - Российская Федерация, Иркутская обл., Усть-Кутский р-н, Верхнемарково п, с. Заярново.
При обозрении проекта контракта, Комиссией установлено, что пункт 1.2 проекта контракта содержит указание на место выполнения работ, являющееся предметом контракта, а именно "Российская Федерация, Иркутская обл., Усть-Кутский р-н, Верхнемарково п, с. Заярново".
Также в пункте 2 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" установлено, что местом расположение объекта является: Иркутская область, Усть-Кутский район, Верхнемарковское муниципальное образование, п. Верхнемарково, с. Заярново.
Более того, Комиссией установлено, что в ответах на запросы о разъяснении положений извещения от 05 декабря 2023 г. NРИ2 и от 06 декабря 2023 г. NРИ3 Заказчиком дана информация о том, что все подстанции находятся в п. Верхнемарково и локализованы на относительно небольшой площади, а также размещен перечень адресов трансформаторных подстанций.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу что Заказчиком указана информация в объеме, достаточном для определения адресов местоположения трансформаторных подстанций (19 шт.).
Довод Заявителя признается необоснованным.
2. В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком в ЕИС опубликованы разъяснения положений извещения от 04 декабря 2023 г. NРИ1, от 05 декабря 2023 г. NРИ2, от 06 декабря 2023 г. NРИ3.
Вместе с тем, в указанных разъяснениях не содержатся указания предмета запроса.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Довод Заявителя признается обоснованным.
3. Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 8 части 1 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать проект контракта.
Возможность устанавливать условия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно заказчик вправе установить такие условия поставки, выполнения работ, оказания услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Кроме того, учитывая, что законом не установлены конкретные сроки для выполнения работ по конкретным видам работ, заказчик, исходя из своих потребностей, самостоятельно определяет указанные сроки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, заявителем представлено не было. Комиссией самостоятельно не добыто.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, выполнить работы, оказать услуги на условиях, соответствующих потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком сроки выполнения работ не противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе. Требование к сроку выполнения работ было сформировано с учетом потребностей заказчика в связи с необходимостью.
Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.
Согласно части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика вышеназванных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дороги и Клининг" частично обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим части 5 статьи 42 Федерального Закона N 44-ФЗ;
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Направить копию решения сторонам по жалобе;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023