Резолютивная часть решения объявлена 12.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
При участии Индивидуального предпринимателя С. (далее - ИП С., Заявитель), представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - Заказчик) - С. (доверенность N 02-51-13829/23 от 12 декабря 2023 года), представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - <_..>;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения г. Иркутск (за исключением ул. Пискунова, д. 158/1, ул. Пискунова, 40, мкр. Топкинский, д. 81, д. 82, мкр. Вересовка, ст.Батарейная, ул. Авиастроителей, д. 28а, 28а/1, 28а/2, 28а/3, 28б/1, 28б/2, 28б/3, пер. Пограничный, д. 1а,1б, 1в, 1г, 1д, 1е, 1ж, ул. Баумана, д.271/1, д. 271/2), извещение N 0134200000123004699, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 05 декабря 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения Извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку Заказчиком в Техническом задании установлено требование к гарантийному сроку на жилое помещение, включая конструктивные элементы, инженерные сети, внутреннюю отделку, сантехнику, электроплиту (газовую плиту) и прочее.
Как следует из жалобы Заявителя, гарантийный срок, установленный Заказчиком в Извещении не может составлять 5 лет, указанное противоречит действующему законодательству РФ, а также сложившейся практике.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом по заявке Заказчика 09 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134200000123004699 на приобретение жилого помещения г. Иркутск (за исключением ул. Пискунова, д. 158/1, ул. Пискунова, 40, мкр. Топкинский, д. 81, д. 82, мкр. Вересовка, ст.Батарейная, ул. Авиастроителей, д. 28а, 28а/1, 28а/2, 28а/3, 28б/1, 28б/2, 28б/3, пер. Пограничный, д. 1а,1б, 1в, 1г, 1д, 1е, 1ж, ул. Баумана, д.271/1, д. 271/2) (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 422 769, 33 руб..
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки (жилого помещения) указаны в сформированном в ЕИС Извещении.
Общие параметры объекта закупки, условия поставки и гарантийные обязательства установлены в части 2 Извещения "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" (далее - Техническое задание).
В соответствии с Техническим заданием гарантийный срок на жилое помещение, включая конструктивные элементы, инженерные сети, внутреннюю отделку, сантехнику, электроплиту (газовую плиту) и прочее составляет 5 лет со дня подписания документа о приемке Заказчиком.
Из пояснений Заказчика, Уполномоченного органа следует, что в данном случае гарантийный срок установлен на приобретаемое жилое помещение, конструктивные элементы внутри жилого помещения, инженерные сети внутри жилого помещения, внутреннюю отделку, сантехнику, электроплиту и прочее в связи с тем, что указанное жилое помещение приобретается в рамках обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно части 7 статьи 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области" (далее - Закон N 164-ОЗ) срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет, в течение которого жилое помещение находится в собственности у Иркутской области. Только по прошествии пяти лет, при отсутствии у ребенка- сироты трудной жизненной ситуации, с ним заключается договор социального найма, и в дальнейшем квартира может быть приватизирована.
С учетом положений вышеуказанных норм, большим объемом закупаемых Заказчиком жилых помещений, и на случай выявления скрытых повреждений или намеренно замаскированных недостатков приобретаемого жилья, Заказчиком в Техническом задании, статье 5 проекта контракта установлен гарантийный срок на жилое помещение, включая конструктивные элементы, инженерные сети, внутреннюю отделку, сантехнику, электроплиту (газовую плиту) и прочее - 5 лет, таким образом, Заказчик посчитал указанный срок разумным.
Более того, Заказчиком указано, что в 2023 году заключено 429 государственных контрактов на приобретение жилых помещений, из них 177 государственных контрактов на вторичном рынке жилья, контракты заключены на аналогичных условиях посредством проведения конкурентных способов закупок.
Комиссия приходит к выводу, что установление указанного требования к гарантийному сроку не ограничивает количество участников закупки и не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении электронного аукциона содержит требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, а также к гарантийному сроку товара в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к условиям поставки товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика для использования указанного жилого помещения.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей, характеристик объекта закупки и требований к гарантийному сроку остается за Заказчиком.
Кроме того, как следует из положений части 4 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики и установленные требования к которому соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Комиссия, исследовав представленные документы установила, что на участие в данной закупке подана заявка, признанная комиссией по рассмотрению заявок Уполномоченного органа соответствующими требованиям Извещения об осуществлении электронного аукциона. Победителем закупки признан участник ИП Имескенов В. В..
Таким образом, факт подачи на участие в данной закупке заявки, содержащей предложение к поставке товара с установленными характеристиками и требованиями, не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении электронного аукциона не установлены.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Федеральным законом N 44-ФЗ возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП С. необоснованной.
2. Отменить процедуру приостановления определения поставщика.
3. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023