На основании поступившей информации, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) N 038/338/23 от 28.11.2023 о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки), приказа Иркутского УФАС России о внесении изменений о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки) N 038/359/23 от 13.12.2023, Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: "_";
участники Инспекции: "_";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Межотраслевая централизованная бухгалтерия Слюдянского муниципального района" (ИНН: "_"), Уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района" (ИНН: "_") на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на поставку источника бесперебойного питания (извещение N 0134300068523000107).
Место нахождения Муниципального казенного учреждения "Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) - "_".
Место нахождения Муниципального казенного учреждения "Межотраслевая централизованная бухгалтерия Слюдянского муниципального района" (далее - Заказчик) - "_".
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- обращение Муниципального казенного учреждения "Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района" (вх. 20963-ЭП/23 от 28 ноября 2023 г.);
- извещение о проведении электронного аукциона N 0134300068523000107;
- протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2023 NИЭА1;
- муниципальный контракт N Ф.2023.0134300068523000107 от 07.12.2023 на поставку источника бесперебойного питания;
- заявки, поданные на участие в электронном аукционе для закупки N 0134300068523000107, а также иные материалы.
Описательная часть
В Иркутское УФАС России 28 ноября 2023 года поступило обращение Муниципального казенного учреждения "Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района" о нарушении исполнителем законодательства о контрактной системе.
В ходе проверки Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что Уполномоченным органом 13 ноября 2023 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 13.11.2023 N0134300068523000107".
Начальная максимальная цена контракта 92 500 руб. 00 коп.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2023 NИЭА1 на участие в данной закупке подано 5 заявок, признанные соответствующей положениям Извещения.
В соответствии с данными, находящиеся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), следует, что по итогам электронного аукциона на поставку источника бесперебойного питания победителем признано Общество с ограниченной ответственностью "Свободная энергия". (далее - ООО "Свободная энергия", Победитель, Поставщик).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 23 ноября 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Победителем.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Установлено, что 23 ноября 2023 г. ООО "Свободная энергия" подписал проект контракта.
Частью 4 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Установлено, что проект контракта был подписан Заказчиком 07 декабря 2023 г.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение части 4 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ,
В ходе проведения проверки Инспекцией также установлено следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", содержит перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 878).
Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Согласно извещению N 0134300068523000107 объектом закупки является источник бесперебойного питания - КТРУ 26.20.40.110-00000001, код ОПКД2 26.20.40.110 "Устройства и блоки питания вычислительных машин", 26.20.40.111 "Источники бесперебойного питания", который включен в пункт 15 перечня радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, а также в перечне Приказа N 126н.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0134300068523000107, размещенной в Единой информационной системе в разделе "Преимущества и требования к участникам" Заказчиком установлено требование о применении условий допуска в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н, но, не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства N 878.
Таким образом, не установив необходимые ограничения в извещении проведении электронного аукциона, Уполномоченным органом нарушены положения пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Также Инспекцией также установлено следующее.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Так, пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, а также определяет исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N2571 установлено:
а) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению;
б) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в информационном письме Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077, требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N 2571, устанавливается если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N 2571, заказчиком не устанавливается.
Инспекцией установлено, что в сформированном в Единой информационной системе извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Преимущества и требования к участникам" указано:
1. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Сформированное таким образом требование к участникам закупки об отсутствии с реестр недобросовестных поставщиков не соответствует положениям Федерального закона N 44-ФЗ, подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства N 2571.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Таким образом, устанавливая в извещении об осуществлении закупки одновременно требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, и требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N2571, заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика Муниципального казенного учреждения "Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района", Муниципального казенного учреждения "Межотраслевая централизованная бухгалтерия Слюдянского муниципального района" на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении электронного аукциона на поставку источника бесперебойного питания, извещение N 0134300068523000107, установлены нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 4 статьи 51, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с проведением электронного аукциона на поставку источника бесперебойного питания (извещение N 0134300068523000107), в действиях Муниципального казенного учреждения "Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района" - "_", Муниципального казенного учреждения "Межотраслевая централизованная бухгалтерия Слюдянского муниципального района" выявлены нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 4 статьи 51, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности с учетом положений частей 5, 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023