На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N 038/335/23 от 28.11.2023 г. о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки),
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: "...";
участники Инспекции: "...";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области (ИНН: 3812062165) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в рамках заключения контракта N6/4-370 от 15 ноября 2023 года на выполнение аварийных работ по реконструкции линии горячего водоснабжения на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Местонахождения ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области - 664058 г. Иркутск, ул. Булавина, 1
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- уведомление о заключении контракта с единственным поставщиком N 6/15-3453 от 15 ноября 2023 года;
- государственный контракт N 6/4-370 от 15 ноября 2023 года;
- государственный контракт N 6/4-344 от 02 октября 2023 года;
- акт установления аварийной ситуации от 07 октября 2023 года;
- иные документы.
Описательная часть
15 ноября 2023 года 2023 года в Иркутское УФАС России поступило уведомление о заключении ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области контракта N 6/4-370 от 15 ноября 2023 года с единственным поставщиком - ООО "Тепло Энергетические системы" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеназванного Инспекцией Иркутского УФАС России в отношении заказчика - ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при заключения контракта N6/4-370 от 15 ноября 2023 года на выполнение аварийных работ по реконструкции линии горячего водоснабжения на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной проверки Инспекцией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
Как следует из содержания Контракта, его заключение связано с возникшей аварийной ситуацией на линии горячего водоснабжения между маскировочным ограждением исправительного учреждения по адресу г. Иркутск, ул. Булавина, 1 и тепловой камерой N 3 возле жилого дома по адресу: г.Иркутск, ул. Булавина, 10/2.
В качестве обоснованности заключения контракта N6/4-370 от 15 ноября 2023 года на выполнение аварийных работ по реконструкции линии горячего водоснабжения представлен акт установления аварийной ситуации от 07 октября 2023 года. Тем не менее, данный документ не содержит в себе обоснования потребности заказчика заключения контракта по основанию пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что данный акт был составлен 07 октября 2023 года, в то время как контракт на выполнение аварийных работ по реконструкции линии горячего водоснабжения заключен 15 ноября 2023 года. Исходя из вышесказанного, у Заказчика объективно имелось достаточно времени для проведения конкурентного способа закупки.
Документы, подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, Заказчиком не представлены.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм при выборе заказчиком способа осуществления закупки у единственного поставщика необходимо иметь конкретные доказательства и факты того, что без оперативного вмешательства возможно возникновение чрезвычайной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью людей и приводящей к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде. Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и соответственно запланировать подобные нужды.
Однако в данном случае сведений о возникновении именно чрезвычайной ситуации, которая бы в свою очередь потребовала экстренного выполнения строительных работ, в рассматриваемом деле не содержится.
Факт аварии, либо наличие иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчиком при заключении контракта с единственным поставщиком не установлено.
Указанные выше обстоятельства указывают на имевшуюся у заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.
Учитывая изложенное, заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, так как у заказчика была возможность применить иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Инспекция Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушения части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в рамках заключения контракта N6/4-370 от 15 ноября 2023 года на выполнение аварийных работ по реконструкции линии горячего водоснабжения на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, установлены нарушения части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в рамках заключения контракта N6/4-370 от 15 ноября 2023 года на выполнение аварийных работ по реконструкции линии горячего водоснабжения на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, установлены нарушения части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023