Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев заявление заказчика в лице Красноуфимского муниципального казённого учреждения "Служба единого заказчика" на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-45484/2022 от 31 октября 2023 года о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "Березит" исполнителе по контракту N 1А/21-мз от 25.01.2021 г. по благоустройству общественной территории "Ул. Советская в границах от ул. Бульварная до ул. Ленина с прилегающими территориями, центральной площади и пешеходной зоны по улице Мизерова (извещение N 0362300168220000032) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10 часов 30 минут в отсутствие представителей:
- заказчика в лице Красноуфимского муниципального казённого учреждения "Служба единого заказчика", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления, направившего в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области документы, запрошенные уведомлением о рассмотрении заявления,
- заинтересованного лица в лице ООО СК "Березит", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Красноуфимского муниципального казённого учреждения "Служба единого заказчика" на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-45484/2022 от 31 октября 2023 года о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "Березит" исполнителе по контракту N 1А/21-мз от 25.01.2021 г. по благоустройству общественной территории "Ул. Советская в границах от ул. Бульварная до ул. Ленина с прилегающими территориями, центральной площади и пешеходной зоны по улице Мизерова (извещение N 0362300168220000032).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
28.12.2020 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 0362300168220000032 и закупочная документация о проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории "Ул. Советская в границах от ул. Бульварная до ул. Ленина с прилегающими территориями, центральной площади и пешеходной зоны по улице Мизерова.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 180 362 320, 00 рублей.
Контракт N 1А/21-мз от 25.01.2021 г. по благоустройству общественной территории "Ул. Советская в границах от ул. Бульварная до ул. Ленина с прилегающими территориями, центральной площади и пешеходной зоны по улице Мизерова (далее - Контакт) был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 25.01.2021 г.
Согласно пункта 1.4 контракта сроки выполнения работ установлены в соответствии с Графиком выполнения работ. Стороны устанавливают промежуточные сроки выполнения отдельных видов работ в Графике выполнения работ (Приложение N 3 к контракту), являющемся неотъемлемой частью контракта. Общий срок выполнения работ исчисляется с даты заключения настоящего контракта до 30.06.2022 года.
В соответствии с пунктом 2.4.1 контракта оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком поэтапно, исходя из объемов выполненных Подрядчиком работ и цены Контракта.
В соответствии с приложением N 3 к контракту (График выполнения работ) установлено, что работы по контракту в соответствии с видами производятся с марта 2021 года по октябрь 2021 года и с апреля 2022 года по 30 июня 2022 года. Таким образом, контрактом и приложением N 3 к нему установлен период, в который работы на объекте Подрядчиком не производятся (по климатическим причинам и ограничениям установленным действующим законодательствам по видам работ) с октября 2021 года по апрель 2022 года.
В соответствии с Приложением N 4 к контракту определен График оплаты, выполненных в соответствии с Приложением N3 (График выполнения работ) работ. Так в 2022 году подлежал выполнению и оплате объем работ в объеме 21 556 536, 54 рубля по видам работ: озеленение, видеонаблюдение, МАФЫ, наружное освещение, опоры освещения, общеплощадочные работы. В 2021 году объем работ, которые должен был выполнить Подрядчик ООО "СК "Березит" 158 795 783,46 рублей.
Фактически Подрядчиком ООО "СК "Березит" в 2021 году допущено отставание от графика производства работ, что подтверждается письмом N 1701 от 22.10.2021 года, в котором в частности указано, что имеется отставание от графика производства работ, работы выполнены на 66,60% (на сумму 113 328 388,54 рублей), N 1759 от 01.11.2021 года - об отставании от графика проведения работ и утверждении графика ликвидации отставания, N 1776 от 03.11.2021 года об отставании от графика и объема работ на сумму 40 000 000,00 рублей, N2063 от 29.12.2021 года - о графике работ, в том числе по срокам приобретения заказных позиций. Отставание от графика производства работ ООО "СК "Березит" в 2021 году не устранено несмотря на неоднократные требования Заказчика. Кроме того, необходимо учитывать и то обстоятельство, что несмотря на запрос Заказчика о согласовании графика работ на 2022 год (письмо N 63 от 19.01.2021 года, N 108 от 26.01.2021 года) график работ на 2022 год Подрядчиком ООО "СК "Березит" в полном объеме не согласован, а именно не согласован по пунктам 3 и 5 Г рафика, а в остальной части согласован Подрядчиком (письмо ООО "СК "Березит" N 33/0 от 26.01.2022 года).
Таким образом, данные обстоятельства подтверждают тот факт, что Подрядчиком ООО "СК "Березит" допущены нарушения срока выполнения работ на объекте, то есть нарушение существенных условий контракта.
В 2022 году Подрядчик ООО "СК "Березит" не приступил к выполнению работ, в том числе в установленный срок 10 дней с момента направления в его адрес Решения об одностороннем отказе Подрядчика от контракта (письмо исх.634 от 06.05.2022 года).
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ - если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора. Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта является обоснованным.
Относительно качества выполняемых работ необходимо отметить, что в ходе выполнения работ Подрядчиком ООО "СК "Березит" допускались отхождения от проектных решений, что подтверждается письмами Заказчика N1709 от 25.10.2021 года, N25/1 от 13.01.2022 года, N39 от 17.01.2022 года, гарантийным письмом Подрядчика N 15/0 от 14.01.2022 года. Кроме того, Заказчиком составлены соответствующие акты, подтверждающие нарушение технологий при производстве работ и несоответствие качества выполненных работ. Акты направлены в адрес Подрядчика с требованием об устранении, однако данные нарушения Подрядчиком ООО "СК "Березит" не устранены.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ - если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта является обоснованным.
Письмом N557/0 от 14.12.2021 года ООО "СК "Березит" запросил у Заказчика предоставить ТУ для подключения сети наружного электроосвещения, выданные АО "Облкоммунэнерго". Письмом N 2068 от 29.12.2021 года Заказчиком в адрес Подрядчика направлены Технические условия N 7807-2021-8-ЛК.
11.01.2022 года от АО "Облкоммунэнерго" в адрес Заказчика направлено письмо N 06 о том, что в нарушение выданных ТУ Подрядчиком ООО "СК "Березит" проводятся работы с нарушением правил производства работ, с просьбой приостановить соответствующие работы, о чем проинформирован Подрядчик ООО "СК "Березит" письмом N 35 от 14.01.2022 года. При этом письмом N34 от 14.01.2022 года МКУ "Служба единого заказчика" запросило откорректированный проект у ООО "ИТЦ Запсибгидропром". 14.01.2022 года ООО "СК "Березит" уведомило МКУ "Служба единого заказчика" о приостановлении производства работ, по данному основанию. 14.01.2022 года МКУ "Служба единого заказчика" обратилось с письмом (N 33 от 14.01.2022 года) в адрес АО "Облкоммунэнерго" о согласовании проекта по наружному электроосвещению N 113-20-юр-П-ЭН. В свою очередь ООО "СК "Березит" уклонилось от представления Заказчику технической документации на применяемые опоры освещения, в результате чего Заказчик был вынужден запрашивать необходимую документацию непосредственно у производителя, что подтверждается ответом ООО "НЗМК" от 28.03.2022 года N 22 и запросом информации N 326 от 21.03.2022 года. Письмом N 38 от 07.04.2022 года от АО "Облкоммунэнерго" получено согласование, о чем ООО "СК "Березит" уведомлен письмом N 438 от 11.04.2022 года. Письмом ООО "СК "Березит" от 12.04.2022 года N 108/0, попросил оплатить ранее представленные акты о приемке выполненных работ КС-2 N 48.1 от 08.02.2022 года на сумму 3 641 985,48 рублей за выполнение работ по наружному электроосвещению. Работы оплачены Заказчиком МКУ "Служба единого заказчика" в полном объеме.
Таким образом, приостановление работ "ООО "СК Березит" является надуманным, решение направлено в адрес Заказчика МКУ "Служба единого заказчика" в период, когда согласно условиям контракта работы проводиться не должны (согласно приложению N 3 к контракту работы не проводятся с октября 2021 года по апрель 2022 года, что в том числе подтверждается письмом МКУ "Служба единого заказчика" от 29.10.2021 года N 1738 в котором Заказчик требует не проводить работы в указанный период в связи с установлением отрицательных температур). ООО "СК "Березит" не предоставлены Заказчику необходимые документы на приобретенные опоры электроосвещения.
В соответствии с положениями, закрепленными в статье 309 ГК РФ - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с ч.1 статьи 314 ГК РФ - если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из того, что исполнителем в лице ООО СК "Березит" были нарушены условия исполнения контракта 1А/21-мз от 25.01.2021 г., что подтверждается решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-45484/2022 от 31.10.2023 г., Комиссия усматривает в действиях заинтересованного лица факт недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО СК "Березит", а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, и учредителе в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Красноуфимского муниципального казённого учреждения "Служба единого заказчика", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 декабря 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023