Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2023
В полном объеме решение изготовлено 14.12.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Примафарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку медикаментов для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная туберкулезная больница N 3" (изв. N 0369200027323000223), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "ОТБ N 3" (далее - заказчик) Байсагуровой О.А., Каприлевской С.А., действующих на основании доверенности от 26.04.2017;
- представителя ООО "Примафарм" (далее - заявитель, Общество) Распутиной Ю.М., действующего на основании доверенности N ДН-377 от 16.03.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 05.12.2023 поступила жалоба ООО "Примафарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку медикаментов для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная туберкулезная больница N 3" (изв. N 0369200027323000223) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 20.11.2023 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 111 500,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 28.11.2023 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе комиссией по осуществлению закупок, заказчиком не применены положения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
По мнению заявителя, указанные действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика не соответствуют действующему законодательству о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя согласились, представили письменные пояснения и указали, что в связи с ошибкой заказчиком не применены положения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Объектом закупки является поставка пиразинамида в форме таблеток, таблеток, покрытых оболочкой.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, пиразинамид включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 Приказа N 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены преимущества в отношении цены контракта в размере 15% в соответствии с Приказом N 126н, а также ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N 1289.
Исходя из материалов дела, в аукционе участвовало три участника.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 30.11.2023 заявки участников закупки ООО "Примафарм", ООО "Виренд Интернейшнл" признаны комиссией соответствующими требованиям извещения. Участниками закупки к поставке предложены товары различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация), что подтверждается сертификатами о происхождении товара (производители: АО "Фармасинтез", ООО "ФармКонцепт").
Заявка участника закупки ООО "Космофарм" отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании Постановления Правительства N 1289, поскольку заявка участника закупки содержит предложение о поставке препарата, происходящего из иностранного государства - Индия (при условии, что на участие в аукционе подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения и документации о закупке и содержат предложение о поставке препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза).
В силу пункта 1(1) Постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) Постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного Постановления.
Согласно пункту 1.4 Приказа N126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Как следует из материалов дела, заявка участника закупки ООО "Виренд Интернейшнл" не содержит документов, предусмотренных действующим законодательством для подтверждения того факта, что все стадии производства предлагаемых участниками к поставке лекарственных препаратов, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Заявка участника ООО "Примафарм" содержит предложение о поставке лекарственного препарата "Пиразинамид", производимого АО "Фармасинтез" (Российская Федерация), о чем свидетельствует сертификат о происхождении товара.
Также Обществом в составе заявки на предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Пиразинамид" представлено регистрационное удостоверение N ЛСР-001810/08 от 17.03.2008.
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, ООО "Примафарм" представлены сертификат соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (N GMP/EAEU/RU/00440-2022 от 09.06.2022), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0001909/12/2022 от 13.12.2022) (далее - документ СП).
Все графы указанного документа СП заполнены. Так, в соответствии с графами 2.А.1, 2.А.2, 2.А.3, 2.А.4, 2.А.5, стадии производства до получения молекулы (синтез), стадии обработки (без изменения молекулы), завершающие стадии производства, фасовка фармацевтической субстанции, упаковка осуществляются в ООО "БХС" (Российская Федерация). Согласно графам 2.Б.1, 2.Б.2, 2.Б.3, 2.Б.4 получение полупродукта (введение в процесс основного и вспомогательного сырья), получение готового нерасфасованного продукта, получение продукта в первичной упаковке, вторичная упаковка осуществляется в АО "Фармасинтез" (Российская Федерация).
Также в государственном реестре лекарственных средств, в отношении предлагаемого Обществом к поставке лекарственного препарата с МНН "Пиразинамид" (регистрационное удостоверение N ЛСР-001810/08 от 17.03.2008) содержатся сведения о фармацевтической субстанции, согласно которым ее производителем является, в том числе ООО "БХС" (Российская Федерация).
С учетом указанных обстоятельств, заявка ООО "Примафарм" содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтической субстанции, осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза (Российская Федерация), и при этом сведения о такой фармацевтической субстанции включены в государственный реестр лекарственных средств. Указанный факт подтверждается предусмотренными пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документами, которые представлены Обществом в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, участник, который соответствует условиям допуска, предусмотренным пунктом 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является ООО "Примафарм". Следовательно, контракт должен быть заключен с ООО "Примафарм" по цене, предложенной участником закупки. Однако в нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта 1.4. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н заказчиком направлен проект контракта для его подписания ООО "Виренд Интернейшнл".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Примафарм" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медикаментов для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная туберкулезная больница N 3" (изв. N 0369200027323000223) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 декабря 2023 г. N 074/06/106-2832/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023