Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Кучеевой А.С. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, |
|
Никитиной И.Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя ГБУ "БДД" - Ахтамзяновой Э.И. (по доверенности), Игнатьева К.С. (по доверенности), Романовой Е.В. (по доверенности), представителей заявителя ООО "АЛТИ ГРУПП" - Греку Д.Г. (по доверенности), Степанова О.Ю. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "АЛТИ ГРУПП" (вх. N12865/ж от 04.12.2023 г., в ЕИС от 01.12.2023 г.) на действия заказчика - ГБУ "БДД" при проведении электронного аукциона N 0311200046523000219 на предмет: "Поставка металлоискателей портативных электромагнитных для нужд МВД по Республике Татарстан"
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0311200046523000219 на предмет: "Поставка металлоискателей портативных электромагнитных для нужд МВД по Республике Татарстан" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 27.11.2023 г.
Суть жалобы: по мнению заявителя, при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя, позиции заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о соответствии закупаемой продукции единственному производителю исходя из установленных показателей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Из описания объекта закупки следует, что Заказчику необходим товар в соответствие со следующими характеристиками:
Наименование товара |
Требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара |
Кол- во |
Ед. изм. |
||
Металлоискатель портативный электромагнитный |
Обнаружение объектов из цветных и черных металлов в динамическом режиме до 0.5 м/сек |
Наличие |
Неизменяемое значение |
499 |
шт. |
Тип датчика |
плоский |
Неизменяемое значение |
|||
Режим сканирования |
динамический |
Неизменяемое значение |
|||
Ток потребления в режиме сканирования, мА |
|
Конкретное значение |
|||
Обнаружение: - Пистолет типа "ПМ", мм - Штык нож, мм |
|
Конкретное значение Конкретное значение |
|||
Питание, В |
9 |
Неизменяемое значение |
|||
Сигнализация обнаружения металла |
свет, звук |
Неизменяемое значение |
|||
Рабочая Температура, |
|
Неизменяемое значение |
|||
Автоматическое отключение питания при бездействии, мин. |
> 6 и <10 |
Конкретное значение |
|||
Масса прибора без элемента питания, г |
> 330 и < 370 |
Конкретное значение |
|||
Время непрерывной работы в режиме сканирования, ч |
|
Конкретное значение |
|||
Габариты (Длина), мм |
> 418 и < 426 |
Конкретное значение |
|||
Габариты (Ширина), мм |
> 80 и < 86 |
Конкретное значение |
|||
Габариты (Высота), мм |
> 36 и < 40 |
Конкретное значение |
|||
Комплект поставки Прибор, аккумулятор 9V , блок питания 220 В, крепление на ремень, паспорт (инструкция по эксплуатации) |
Наличие |
Неизменяемое значение |
Согласно представленным доводам Заявителя к поставке возможен единственно возможный металлодетектор, а именно ВМ-611 ВИХРЬ С, производства ЗАО "Сфинкс", принятый на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации на основании приказа МВД России от 29.03.2013 N 178дсп, что в свою очередь противоречит принципам конкурентности, утвержденным 44-ФЗ от 05.04.2013.
Согласно представленным пояснениям Заказчика характеристики металлоискателей портативных электромагнитных применены из приказа МВД России от 28.09.2017 N742 дсп "о внесении изменений в приложение 1 к приказу МВД России от 29.03.2013 N178 дсп и технических условий оборудования, утвержденных ФКУ НПО Специальная техника и связь МВД России.
Заказчиком также указано, что описание объекта закупки (металлоискатели портативные электромагнитные) целиком соответствует функциональным требованиям, предъявляемым к данному оборудованию в соответствии с его назначением и потребностями при дальнейшей его эксплуатации.
Таким образом, Комиссия отмечает, что заказчик установил требования к закупаемому товару, исходя из своей потребности, из назначения закупаемого товара, с учетом специфики деятельности правоохранительных органов.
Заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки.
При этом принцип эффективности закупки, в рассматриваемом случае, может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Комиссия также обращает внимание на то, что извещение не предусматривает, что осуществление закупки проводится среди производителей товара.
В рассматриваемом случае техническое задание заказчика не содержит указание на конкретный товарный знак или производителя товара.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об необоснованности довода заявителя.
2. Относительно довода заявителя о несоответствии металлодетектора ВМ-611 ВИХРЬ установленным заказчиком требованиям.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам заявителя, ручной металлодетектор ВМ-611 ВИХРЬ С не в полной мере отвечает представленным заказчиком требованиям, а именно по следующим характеристикам:
Техническое задание |
ВМ-611 ВИХРЬ С |
||
Рабочая Температура, |
|
Конкретное значение |
От -37 до +70 |
Габариты (Длина), мм |
> 418 и < 426 |
Конкретное значение |
420 |
Габариты (Ширина), мм |
> 80 и < 86 |
Конкретное значение |
80 |
Габариты (Высота), мм |
> 36 и < 40 |
Конкретное значение |
30 |
Из сравнительной таблицы усматривается, что металлодетектор ВМ-611 ВИХРЬ С не соответствует по габаритам ширины, высоты и температурному режиму работы.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе заседания был осуществлен мониторинг официального сайта производителя ЗАО "Сфинкс" в сети Интернет, согласно которому изделие имеет следующие характеристики:
Изучив паспорт вышеуказанного изделия Комиссией Татарстанского УФАС установлено, что данный металлодетектор отвечает представленным Заказчиком требованиям и имеет требуемые характеристики по габаритам ширины, высоты и температурному режиму работы.
Доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода заявителем на заседании Комиссии не представлено.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.
3. Относительно довода заявителя о неустановлении позиции КТРУ.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
-описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно условиям извещения Заказчиком выбран ОКПД2 26.51.66.120 - Приборы неразрушающего контроля качества материалов и изделий.
Согласно представленным доводам Заявителя, выбранный Заказчиком ОКПД-26.51.66.120 противоречит требованиям постановления правительства, а именно пункту 7, использование ОКПД возможно только в случае отсутствия подходящего КТРУ.
Вместе с тем Комиссией установлено, что КТРУ 26.30.50.119-00000006 Металлодетектор с 01.04.2023 г. является обязательным к применению. Следовательно, при размещении извещения заказчик обязан был указать код КТРУ, а не ОКПД2.
Заказчиком нарушены требования пункта 4 Правил Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N145, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, а также в позиции КТРУ 26.30.50.119-00000006 отсутствуют какие-либо обязательные к применению характеристики товара, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.
4. Относительно довода заявителя об отсутствии необходимости подтверждения требования о том, что продукция должна быть принята на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из представленных доводов Заявителя следует, что в ЕИС размещено разъяснение Заказчика от 29.11.2023 NРИ2 на запрос участника следующего содержания:
"Запрос: Уважаемый заказчик, просьба дать разъяснение, каким образом необходимо подтверждать требование "Поставляемая продукция должна быть и принята на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации."?
Разъяснение: Закупка оборудования осуществляется для нужд МВД по Республике Татарстан. Планируемое к поставке оборудование должно быть принято на снабжении органов внутренних дел Российской Федерации на основании приказа МВД России от 29.03.2013 N 178дсп "О Перечне образцов (комплексов, систем) специальной техники, принятых на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации" (в ред. приказа МВД России от 28.09.2017 г. N 742дсп). Подтверждение не требуется".
Вместе с тем, отсутствие необходимости подтверждения противоречит требованиям, установленным в Техническом задании и участниками аукциона может быть предложен товар без такого подтверждения.
Комиссией Татарстанского УФАС установлено, что заказчик самостоятельно определяет требования к поставляемому товару, а также к прилагаемой документации к товару.
В случае если заказчиком не установлено требований о необходимости подтверждения, а также указанное требование не предусмотрено нормами действующего законодательства, Комиссия не находит оснований для признания указанного довода заявителя обоснованным.
Кроме того, заявителем на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России не представлено информации и документов, подтверждающих обоснованность своих доводов.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "АЛТИ ГРУПП" (вх. N12865/ж от 04.12.2023 г., в ЕИС от 01.12.2023 г.) на действия заказчика - ГБУ "БДД" при проведении электронного аукциона N 0311200046523000219 на предмет: "Поставка металлоискателей портативных электромагнитных для нужд МВД по Республике Татарстан" частично обоснованной по 3 доводу.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУ "БДД" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии: |
А.С. Кучеева |
Члены Комиссии: |
Л.А. Акперова
И.Г. Никитина |
Исп.: Никитина И.Г.8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 декабря 2023 г. N 016/06/33-1739/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023