На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2023 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка в отношении администрации Темрюкского г/п Темрюкского района при проведении электронных аукционов: извещения NN 0318300008823000539, 0318300008823000383,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Прокуратуры Краснодарского края поступило обращение Хамидовой Н.А. по закупкам NN 0318300008823000539, 0318300008823000383.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченный органом - МКУ "Муниципальный заказ" МО Темрюкский район проводился запрос котировок в электронной форме для нужд Заказчика - администрации Темрюкского г/п Темрюкского района: "Текущий ремонт автомобильной дороги по ул. Урицкого от ул. Ленина до ул. Розы Люксембург в г. Темрюке (тротуары)" (извещение N0318300008823000539).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 996 387,06 руб.
05.09.2023 г. между Заказчиком и ООО "АБ Групп" заключен контракт на сумму - 6 989 390,00 руб. по результатам проведения закупки N0318300008823000383 (реестровая запись контракта N 3235203800023000039). Контракт расторгнут по соглашению сторон - 04.12.2023 г.
Уполномоченный органом - МКУ "Муниципальный заказ" МО Темрюкский район проводился запрос котировок в электронной форме для нужд Заказчика - администрации Темрюкского г/п Темрюкского района: "Текущий ремонт автомобильной дороги по ул. Урицкого от ул. Ленина до ул. Розы Люксембург в г. Темрюке (тротуары)" (извещение N0318300008823000383).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 339 489,07 руб.
20.07.2023 г. между Заказчиком и ООО "АБ Групп" заключен контракт на сумму - 7 077 000,00 руб. по результатам проведения закупки N0318300008823000383 (реестровая запись контракта N 3235203800023000027).
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
Извещение N0318300008823000383 запроса котировок в электронной форме размещено в ЕИС 06.07.2023 г.
Извещение N0318300008823000539 запроса котировок в электронной форме размещено в ЕИС 06.07.2023 г.
В силу п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ предусмотрена документация о закупке).
В извещении электронного аукциона Заказчиком установлено:
Преимущества и требования к участникам |
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
3 . 1 Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 |
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Согласно п.а) ч.1 ПП N2571 Правительство Российской Федерации установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В силу ч.3 ПП N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Подп.б) ч.3 ПП РФ N2571 гласит, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
|
Предметом закупки является: Текущий ремонт автомобильной дороги по ул. Урицкого от ул. Ленина до ул. Розы Люксембург в г. Темрюке (тротуары).
Согласно поз.18 ПП N2571 участник закупки должен подтвердить опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), т.е. сумма должна составлять не менее 20 % от НМЦК - 1 399 277, 4 руб.
В силу ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколам N ИЗК1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2023 г. и от 17.07.2023 г. подана единственная заявка ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АБ ГРУПП".
В составе заявки ООО "АБ ГРУПП" представлены контракты в качестве подтверждения опыта, предусмотренного поз.18 ПП РФ N2571.
ООО "АБ ГРУПП" признан победителем запроса котировок в электронной форме.
Таким образом, Победитель запросов котировок в электронной форме признан правомерно.
В силу ч.4 ст.50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
На основании ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
05.09.2023 г. между Заказчиком и ООО "АБ Групп" заключен контракт на сумму - 6 989 390,00 руб. по результатам проведения закупки N0318300008823000539 (реестровая запись контракта N 3235203800023000039). Контракт расторгнут по соглашению сторон - 04.12.2023 г.
20.07.2023 г. между Заказчиком и ООО "АБ Групп" заключен контракт на сумму - 7 077 000,00 руб. по результатам проведения закупки N0318300008823000383 (реестровая запись контракта N 3235203800023000027).
В соответствии с п.8) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Письмом от 12.05.2022 N24-07-07/43394 Министерство финансов РФ разъяснило о сроке исполнения контракта. Согласно данным разъяснениям указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, а также оплату заказчиком поставщику поставленного товара.
В извещении дата окончания срока исполнения контракта 59 календарных дней.
В п.3.1. проекта контракта установлено, что календарные сроки выполнения работ: 15 календарных дней с даты заключения контракта.
В п.3.2. проекта установлено, что срок исполнения муниципального контракта: 59 календарных дней с даты заключения контракта.
Выделение этапов контрактом не предусмотрено.
В п.3.5 проекта контракта: Оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком в срок не позднее 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке выполненных работ, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.1.4 контракта указано: Заказчик вправе требовать от подрядчика, надлежащего выполнения работ по контракту в соответствии с условиями контракта, а также требовать своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки выполненных работ, так и в течение гарантийных сроков.
На основании п.8.5 проекта контракта Заказчик в течение 20 рабочих дней с даты, следующей за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 8.4. Контракта осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
в) датой поступления Подрядчику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
Согласно ч.5 ст.94 Закона о контрактной системе для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
В п.8.8 муниципального контракта указано, что датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Исходя из расчета срока, озвученного Представителем Заказчика на заседании Комиссии: срок исполнения контракта: дата заключения 05.09.2023 + 5 рабочих дней (п.4.1.4 Контракта) + 20 рабочих дней (п.8.5 контракта) + 7 рабочих дней (п.3.5 Контракта) = 59 календарных дней (03.11.2023 г.).
Вместе с тем, Заказчиком в расчете срока исполнения контракта не включен срок при мотивированным отказе о приемке и срока устранения недостатков.
Аналогичным образом рассчитан срок исполнения контракта по закупке N0318300008823000383.
Таким образом, Заказчиком сроки исполнения контракта по указанным закупкам указаны некорректно.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В рамках исполнения контракта (реестровая запись контракта N 3235203800023000039 на момент проведения проверки заказчиком заключено дополнительное соглашение N1 от 14.09.2023 г. Цена контракта составила - 6 989 390,00 руб.
В п.3.4 Муниципального контракта выплата аванса не предусмотрена.
В соответствии с ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Из письменных пояснений заказчика следует, что дополнительное соглашение N1 от 14.09.2023 заключено в связи с письмом Подрядчика с просьбой о возможности авансирования работ по контракту в связи с изменениями условий отгрузка Поставщиками необходимых для выполнения работ материалов после 100%-ой оплаты.
Вместе с тем, данное основание для заключения вышеуказанных дополнительных соглашений не может быть принято, как независящее от сторон контракта обстоятельство, влекущее невозможность его исполнения, поскольку заказчик в условиях закупки установил требования к выполняемым работам.
Таким образом, Заказчик сделал выводы только на основании писем подрядчика. Предоставленные письма подрядчика в части выставления счетов по поставке материалов при 100% предоплате также не могут быть рассмотрены, как независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Данный участник участвовал в закупке, в условиях которой не было предусмотрено авансирование, подавал предложение о цене контракта. В связи с чем, указанные обстоятельства являются предпринимательскими рисками.
Основания для заключения дополнительного соглашения N1 от 14.09.2023 г., предусмотренные ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе, не установлены, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - администрации Темрюкского г/п Темрюкского района установлено нарушение ч.3 ст.7, ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 декабря 2023 г. N 023/06/99-6412/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023