Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" Мухтарова Р.Р. (доверенность от 10.01.2023 N05-29), в присутствии представителей заявителя ООО "Династия" Никитина А.В. (доверенность от 10.10.2023 б/н), Ястребова С.М. (доверенность от 15.11.2023 б/н), Мисриева З.Д. (согласно выписки из ЕГРЮЛ учредитель Общества) и в отсутствие представителя ООО "Техно Монолит" на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в связи с поступлением уведомления ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе государственным заказчиком ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при заключении с ООО "Техно Монолит" государственного контракта N7 от 03.11.2023 по предмету "Выполнение подрядных работ по строительству объекта, оставшихся невыполненными в связи с расторжением ранее заключенного контракта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова, 1" (ИКЗ: 232301508934230150100100310014120414) (далее - Контракт), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 07.11.2023 поступило уведомление государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заказчик) о заключении с ООО "Техно Монолит" без проведения торгов государственного контракта N7 от 03.11.2023 по предмету "Выполнение подрядных работ по строительству объекта, оставшихся невыполненными в связи с расторжением ранее заключенного контракта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова, 1" (ИКЗ: 232301508934230150100100310014120414) (далее - Контракт).
Кроме того, в Управление 14.11.2023 поступила информация ООО "Династия" (вх. N9093/23 от 14.11.2023) о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении Контракта.
Согласно Контракту ООО "Техно Монолит" обязуется на свой риск и под свою ответственность, собственными и (или) привлеченными силами и средствами, в конечный и промежуточные сроки выполнить подрядные работы по строительству объекта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова,1", (ОКС 212701000001210024) (далее - Объект) в соответствии с утвержденной проектной документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N1 к Контракту), а также действующими нормами и техническими условиями, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы на основании сметы контракта.
Согласно п. 2.1 Контракта его цена составляет 225 354 845,08 рублей.
Пунктом 2.8 Контракта предусмотрен аванс в размере 49,99 % цены Контракта, что составляет 112 654 887,06 рублей.
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта до 27.12.2023.
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Управлением 08.11.2023 принято решение о проведении внеплановой проверки Заказчика по факту заключения Контракта.
Заседание Комиссии по проведению внеплановой проверки было назначено Управлением на 10 час. 00 мин. 27.11.2023. В указанную дату в заседании Комиссии объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 29.11.2023. В указанную дату в заседании Комиссии объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 06.12.2023.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ" в связи с необходимостью защиты национальных интересов и с учетом срочности осуществления закупки.
Выслушав представителей Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
При этом ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П, которым утверждены:
- Перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень Постановления N 495-П);
- Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Порядок Постановления N 495-П).
Согласно п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
В соответствии с п. 2.1 Порядка Постановления N 495-П в целях согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком создается комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - комиссия):
- главным распорядителем бюджетных средств Астраханской области (далее - ГРБС) - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Астраханской области;
- местной администрацией муниципального образования Астраханской области - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
Состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом ГРБС либо правовым актом местной администрации муниципального образования Астраханской области соответственно.
Согласно п. 2.2 Порядка Постановления N 495-П Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком в случаях, установленных перечнем, при наличии заключения комиссии о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика).
К предложению заказчика прилагается информационная карта закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью и подписанные заказчиком копии следующих документов:
- обоснование выбора заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- финансово-экономическое обоснование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием источника финансирования, реквизитов правового акта, которым были утверждены размер финансирования и источник его поступления, а также наименования мероприятия (проекта, программы), в рамках которого будут поставляться товары (выполняться работы, оказываться услуги);
- обоснование цены контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденной руководителем заказчика;
- обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом;
- проект контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (со всеми приложениями);
- информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе) с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), с которым планируется заключение контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- согласие (подтверждение) единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Как следует из п. 2.4 Порядка Постановления N 495-П, по результатам рассмотрения информации и документов, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, комиссия принимает в виде заключения одно из следующих решений:
- о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае:
необоснованности необходимости закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
представления документов и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, не в полном объеме;
выявления в документах и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, недостоверных сведений.
Не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заказчику направляется заключение комиссии о согласовании (отказе в согласовании) возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - заключение комиссии).
В силу п. 2.5 Порядка Постановления N 495-П решение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего раздела, в течение трех рабочих дней с даты получения заключения комиссии в форме:
- правового акта исполнительного органа Астраханской области, являющегося ГРБС, в случае осуществления закупки для обеспечения нужд Астраханской области;
- правового акта местной администрации в случае осуществления закупки для обеспечения муниципальных нужд.
06.05.2022 года между Заказчиком и ООО "Династия" был заключен контракт N03252000067220000130001, по условиям которого Подрядчик на свой риск и под свою ответственность, собственными и (или) привлеченными силами и средствами, в конечный и промежуточные сроки обязуется выполнить подрядные работы по строительству объекта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова,1", (ОКС 212701000001210024) (далее - Объект) в соответствии с утвержденной проектной документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N1 к контракту), а также действующими нормами и техническими условиями, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы на основании сметы контракта (Приложение N3 к контракту).
Следует отметить, что контракт N03252000067220000130001 также был заключен без проведения торгов по результатам закупки у единственного поставщика, а именно, как следует из текста контракта, по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Цена Контракта составляет 271 891 377, 96 рублей.
Пунктом 3.1 Контракта установлены сроки выполнения работ: С даты заключения Контракта до 30.09.2023 года.
06.09.2023 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое вступило в силу 16.10.2023.
Письмами от 18.10.2023 Заказчик направил в ООО "Техно Монолит", ООО "Стройинжиниринг" и ООО "Снип" запросы о возможности заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта, оставшихся невыполненными в связи с расторжением ранее заключенного контракта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова, 1.
В ответ на указанные запросы Заказчиками получены предложения:
ООО "Техно Монолит" о готовности заключения контракта по цене 225 354 845, 08 рублей (вх. N 3689 от 20.10.2023),
ООО "Стройинжиниринг" о готовности заключения контракта по цене 244 000 000, 08 рублей (вх. N 3690 от 20.10.2023),
ООО "Снип" о готовности заключения контракта по цене 238 000 000 рублей (вх. N 3691 от 20.10.2023).
Заказчик направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предложение о заключении контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта, оставшихся невыполненными в связи с расторжением ранее заключенного контракта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова, 1, с единственным поставщиком ООО "Техно Монолит".
Вместе с предложением о заключении контракта Заказчик направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с применением в отношении Российской Федерации финансово-экономических мер ограничивающего характера со стороны недружественных стран допускает значительное повышение цен на строительные материалы и оборудование планируемого к закупке, а также повышение риск увеличения сроков исполнения контрактах обязательств в связи с обстоятельствами неопределимой силы.
Согласно указанному обоснованию контракт необходимо заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика в связи со срочностью, а именно, что субъект обязуется обеспечить заключение получателями средств бюджета субъекта государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее 29.12.2023 текущего финансового года. Конкурентная процедура требует времени на подготовку и проведение вплоть до заключения контракта и составляет не менее 25 календарных дней, а при закупке у единственного поставщика сохраняется возможность заключить контракт в срок (либо с минимальным отклонением).
Также в обосновании Заказчик указал, что невозможность использовать конкурентную форму закупки связана с необходимостью проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости ремонта в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N145, предусматривающем срок проверки достоверности определения сметной стоимости до 50 рабочих дней, в связи с чем применение Заказчиком конкурентных способов закупки нецелесообразно по причине возможного отзыва лимитов бюджетных ассигнований федерального бюджета после расторжения контракта с ООО "Династия".
24.10.2023 комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области согласовала Заказчику заключение контракта с единственным поставщиком ООО "Техно Монолит".
25.10.2023 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято распоряжение N459 о заключении Заказчиком контракта с единственным поставщиком.
03.11.2023 между Заказчиком и ООО "Техно Монолит" заключен государственный контракт N7 от 03.11.2023 по предмету "Выполнение подрядных работ по строительству объекта оставшихся невыполненными в связи с расторжением ранее заключенного контракта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова, 1" (ИКЗ: 232301508934230150100100310014120414) (далее - Контракт).
Согласно п. 2.1 Контракта его цена составляет 225 354 845,08 рублей.
Пунктом 2.8 Контракта предусмотрен аванс в размере 49,99 % цены Контракта, что составляет 112 654 887,06 рублей.
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта до 27.12.2023.
В ходе проведения внеплановой проверки представители Заказчика пояснили, что пункты 5, 6, 10 Перечня Постановления N 495-П допускают заключение Контракта с единственным поставщиком. Также представители Заказчика пояснили, что контракт заключен с единственным поставщиком с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности закупки.
Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в Перечень Постановления N 495-П действительно входят закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства или работ одновременно по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в случае расторжения ранее заключенного контракта (п. 5), закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства или одновременно работ по подготовке проектной документации, в том числе выполнению инженерных изысканий (при необходимости), и выполнению работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (п. 6), закупки в целях реализации национальных проектов и муниципальных программ муниципальными образованиями Астраханской области (п. 10).
Однако, несмотря на указанное, заключение Контракта с единственным поставщиком на основании Закона N 46-ФЗ и Постановления N 495-П является необоснованным и незаконным, поскольку отсутствовали основания для такого заключения, предусмотренные Порядком Постановления N 495-П.
В соответствии с п. 1.1 Порядка Постановления N 495-П настоящий Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разработан в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П настоящий Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Перечень Постановления N 495-П устанавливает виды объектов закупки, на которые существует возможность заключения контракта у единственного поставщика.
При этом Порядок Постановления N 495-П устанавливает порядок и основания осуществления закупок таких видов.
Соответствие объекта закупки тем видам, которые перечислены в Перечне Постановления N 495-П, еще не свидетельствует о законности заключения контракта с единственным поставщиком.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Таким образом, заключение контракта с единственным поставщиком по Постановлению N 495-П возможно при наличии следующих оснований:
- необходимость защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
- срочность осуществления закупки.
В данном случае лимиты бюджетных обязательств, позволяющие Заказчику осуществить закупку, были доведены до него еще в 2022 году, что подтверждает заключенный Заказчиком с ООО "Династия" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт N03252000067220000130001 от 06.05.2022
Одновременно Комиссия отмечает, что указанный контракт Заказчик заключил на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе незаконно, поскольку согласно нормам Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона может осуществляться при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом Закон содержит ряд ограничений для применения данной нормы: заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно. Соответственно, принимая во внимание "экстренность, "неотложность" и "чрезвычайность", контракт должен предусматривать поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в кратчайшие сроки.
Для оценки возможности осуществления закупки на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе целесообразно руководствоваться определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2021 N 305-ЭС21-14586 по делу N А40-142204/2020, в котором указано, что закупка должна находиться в причинно-следственной связи с мерами, предпринимаемыми в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, минимизации ее последствий, непосредственно служить достижению данных целей. Предпринимаемые при названных условиях меры должны отвечать требованиям оперативности, динамичности, адекватности стремительно изменяющимся внешним условиям, результативности. Закупка, результаты которой объективно не могут быть получены ранее истечения длительного временного промежутка, не характеризуется такими признаками. Однако из материалов, представленных заказчиком при проверке и размещенных в ЕИС не представляется возможным сделать вывод о наличии на момент заключения Заказчиком контракта N03252000067220000130001 обстоятельств, обладающих свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и являющихся основанием для заключения контракта с единственным подрядчиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона:
- документы, подтверждающие факт наступления обстоятельства, требующего оказание медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, отсутствуют;
- документы, подтверждающие наличие аварии, отсутствуют;
- документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, для преду- преждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, отсутствуют;
- документы, подтверждающие факт оказания гуманитарной помощи, отсутствуют.
Кроме того, принимая во внимание "экстренность, "неотложность" и "чрезвычайность", контракт должен предусматривать выполнение работ в кратчайшие сроки.
Это означает, что у ГКУ АО "УКС АО" было достаточно времени для проведения конкурентной процедуры, позволяющей закупить необходимые работы не ограничивая круг потенциальных участников закупки.
Следовательно, выполнение работ, являющихся предметом Контракта, не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку необходимость их выполнения возникла не одномоментно и стихийного характера не носила, а являлась вполне прогнозируемой в заблаговременный период времени.
Незаконность заключения Заказчиком контракта N03252000067220000130001 без торгов подтверждается актами Министерства экономического развития Астраханской области, а также решением Управления N030/10/104-1127/2023 от 24.10.2023, принятым по результатам рассмотрения заявления Заказчика о включении ООО "Династия" в РНП в связи с одностороннем отказом Заказчика от исполнения указанного контракта.
То есть, из материалов дела следует, что возможность для проведения конкурентных процедур в целях выбора подрядчика для строительства указанного социально-значимого объекта, финансируемого, как это указывает Заказчик, за счет средств национального проекта, имелась у Заказчика еще с начала 2022 года.
Не смотря на указанное, Заказчик 06.05.2022 незаконно без торгов заключает контракт с ООО "Династия", 06.09.2023 принимает решение о расторжении указанного контракта, а уже в конце 2023 года, ссылаясь на "вдруг" возникшие срочность и необходимость защиты национальных интересов, опять-таки без торгов заключает Контракт уже с ООО "Техно Монолит".
То есть, срочность осуществления закупки в данном случае отсутствует полностью, поскольку именно Заказчик после выделения ему еще в 2022 году лимитов на такую закупку действовал в нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Возможность заключения Заказчиком контракта с единственным поставщиком связи со срочностью не может существовать, если заключению контракта по такой причине предшествовали незаконные действия Заказчика, которые и сократили время на проведение конкурентных процедур.
Также следует отметить, что, по мнению Комиссии, контракт N03252000067220000130001 от 06.05.2022 был расторгнут с ООО "Династия" необоснованно, поскольку в ходе исполнения такого контракта возникла необходимость внесения изменений в предоставленную Заказчиком проектно-сметную документацию, что не позволяло ООО "Династия" исполнить контракт в установленный в нем срок, что подтверждается решением Управления N030/10/104-1127/2023 от 24.10.2023, принятому по результатам рассмотрения заявления Заказчика о включении ООО "Династия" в РНП, и имеющимися в указанном деле документами.
Кроме того, в материалах дела N030/10/104-1127/2023 имеется согласованный Заказчиком и ООО "Династия" график выполнения работ по объекту, из которого следует, что Заказчик согласовал выполнение обществом работ в срок по декабрь 2023 года.
В ходе внеплановой проверки Заказчик указывал, что срочность обусловлена не только сроками проведения конкурентных процедур, но и необходимостью завершения строительства объекта в 2023 году.
Однако, не смотря на указанную Заказчиком необходимость, Заказчик после заключения 03.11.2023 Контракта с ООО "Техно Монолит" по состоянию на дату вынесения настоящего решения так и не передал обществу строительную площадку для производства работ, что подтверждается информацией ООО "Техно Монолит".
При этом решение принято Комиссией 06.12.2023, а объект должен быть полностью построен и введен в эксплуатацию ООО "Техно Монолит" уже 27.12.2023.
Указанное полностью опровергает реальную необходимость окончания работ в 2023 году и, следовательно, срочность закупки.
Кроме того, Комиссия считает, что установленный в Контракте срок выполнения работ в 54 календарных дня является полностью неисполнимым.
Согласно п. 1.5 Контракта результатом выполненной работы является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.
При этом согласно проектной документации на строительство объекта срок строительства оставляет 10 месяцев.
Контрактом N03252000067220000130001 от 06.05.2022, заключенным Заказчиком с ООО "Династия", сроки для строительства объекта были определены в 512 дней.
При этом, как следует из информации, размещенной в ЕИС, ООО "Династия" исполнило контракта N03252000067220000130001 только на 28,93%, в связи с чем полное завершение работ с даты заключения Контракта (03.11.2023) до 27.12.2023 физически невозможно.
Указанные обстоятельства исключают срочность проведения закупки, которая в силу пункта 1.3 Порядка Постановления N 495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также Комиссия отмечает, что в обосновании заключения контракта с единственным поставщиком Заказчик указал, что невозможность проведения конкурентной закупки обусловлена необходимостью проведения государственной экспертизы проектной документации, что составляет срок до 50 рабочих дней.
Однако в данном случае Контракт заключен на строительство объекта по уже имеющейся ПСД, которая ужа прошла государственную экспертизу и имеет положительное заключение.
Таким образом, обстоятельства, изложенные в обосновании заключения контракта с единственным поставщиком, являются недостоверными.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N 46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N 24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между заключением контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N 495-П основания для заключения с ООО "Техно Монолит" Контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Выводы Комиссии подтверждаются постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу N А72-1627/2023, постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А61-381/2023.
С учетом того, что цена заключенного контракта составляет 225 354 845,08 рублей, а в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, действия Заказчика по заключению с ООО "Техно Монолит" указанного государственного контракта N7 от 03.11.2023 способом осуществления закупки у единственного поставщика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Представитель Заказчика в ходе проведения проверки также сообщил, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе, поскольку Заказчик действовал на основании заключения комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика и распоряжения указанного министерства об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Однако из материалов проверки следует, что именно Заказчик обратился в указанное министерство с предложением о заключении контракта у единственного поставщика и именно Заказчик готовил для министерства обоснование необходимости заключения контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика.
При этом именно подготовленное Заказчиком обоснование при наличии в нем недостоверной информации о необходимости получения положительного заключения государственной экспертизы ПСД не содержало полную информацию о фактических обстоятельствах, связанных с осуществлением строительства объекта.
Кроме того, Контракт заключен именно Заказчиком, и доказательства того, что Заказчик хоть каким-то образом выражал свое несогласие с осуществлением закупки у единственного поставщика, отсутствуют.
Также Комиссия отмечает, что при вынесении настоящего решения не исследуется вопрос наличия или отсутствия вины должностных лиц Заказчика. Указанный вопрос будет рассматриваться в ходе производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения Контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении с ООО "Техно Монолит" государственного контракта N7 от 03.11.2023 по предмету "Выполнение подрядных работ по строительству объекта оставшихся невыполненными в связи с расторжением ранее заключенного контракта: "2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г.Астрахань, ул.Безжонова, 1" (ИКЗ: 232301508934230150100100310014120414).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Балтыкова Е.М.
Члены комиссии: Русскина И.В.
Умерова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 декабря 2023 г. N 030/10/99-1332/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023