Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______.>
<______.>
<______.>
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности,
от Заказчика- представителя по доверенности.
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "ГОРГОНА" на действия Заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" МО г. Ноябрьск при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на услуги частной охраны образовательных организаций (Выставление поста охраны), начальная (максимальная) цена контракта - 14 904 000,00 рублей (извещение N 0190300003723001070) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об открытом конкурсе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 15.12.2023;
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 19.12.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 20.12.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещении незаконно установлено требование о наличии у работников охранного предприятия личных медицинских книжек.
Заказчик представил в управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя, согласно которым с доводами жалобы они не согласны, считают, что действовали в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс).
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиками применен конкурентный способ, такой как открытый конкурс в электронной форме.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии извещением о проведении закупки объектом закупки является оказание услуг частной охраны образовательных организаций (Выставление поста охраны). в соответствии с КТРУ 80.10.12.000-00000003.
Изучив указанное извещение Комиссия отмечает, что Заказчиком основная часть описания объекта закупки осуществлена в соответствии с позицией КТРУ и с использованием обязательных для применения характеристик.
Кроме того, Извещением установлены дополнительные требования к услуге, не предусмотренные позицией КТРУ.
В качестве обоснования необходимости использования иной и дополнительной информации, значимой для Заказчика, Заказчиком указано, что данная информация установлена в целях усиления качества оказываемых услуг и реализации основных направлений Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также с целью предоставления Исполнителю подробной информации об объекте, который подлежит охране, его режиме работы, об объёме оказываемых услуг, о режиме и порядке работы охранников, устанавливается дополнительная информация и характеристики в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия сообщает, что законодательством о контрактной системе не предъявляется требований к содержанию обоснования необходимости использования дополнительной информации, а лишь установлено требование об обязанности заказчика обосновывать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Изучив извещение Комиссия определила, что пунктом 2.2.1 Приложения N 1 к извещению о проведении закупки (Техническое задание) Заказчиком установлено требование о наличии личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
По мнению Заявителя, данное требование незаконно и неисполнимо, так как законодательно не предусмотрено наличие у сотрудников личных медицинских книжек.
По данному доводу Комиссия сообщает, что требование о наличии у сотрудников охранной организации личной медицинской книжки Заказчиком установлено в соответствии с Приказом Минтруда России от 11.12.2015 г. N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций"), где указано, что охранник должен иметь 4 разряд, а так же в качестве особых условий допуска к работе, помимо всего, установлено наличие личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
Наименование должностей (профессий) работников или специальностей и квалификационные требования определяются на уровне соответствующих организаций самостоятельно с учетом целей и задач, возложенных на подразделения организации, а также планируемых объемов работы (п. 11.4 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации).
В случаях, когда трудовое законодательство или иные федеральные законы связывают с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Если работнику установлены льготы, компенсации или если существуют ограничения на выполнение работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо (ст. 57 ТК РФ, п. 9.1 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации).
Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 ТК РФ, п. 9.2 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации).
Особенности применения профессиональных стандартов отдельными хозяйствующими субъектами установлены Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами российской федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности", в соответствии с которым применение данного стандарта обязательно.
В остальных случаях требования профессиональных стандартов и квалификационных справочников носят рекомендательный характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Приказом Минздрава России от 26.11.2020 N 1252н утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.
Из указанного порядка следует, что медицинское освидетельствование включает в себя осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования в следующем объеме:
осмотр врачом-офтальмологом;
осмотр врачом-психиатром;
осмотр врачом-психиатром-наркологом;
химико-токсикологические исследования;
лабораторные исследования крови и (или) мочи в целях диагностики употребления алкоголя (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, препятствующего исполнению обязанностей частного охранника).
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду в Российской Федерации направлен Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С целью реализации норм, установленных указанным Федеральным законом, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был издан приказ от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402).
Из системного толкования положений статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ и положений приказа N 402 следует, что работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, надлежит иметь медицинские книжки, выданные по форме, установленной указанным приказом центрами гигиены и эпидемиологии, в которых отражаются сведения о результатах медицинских обследований.
Проанализировав форму медицинской книжки, утвержденную приказом N 402, Комиссия установила, что в нее подлежат включению, в том числе отметки о профилактических прививках, результаты обследования на туберкулез, исследований на носительство возбудителей кишечных инфекционных на гельминтозы, исследований на носительство возбудителей дифтерии и патогенного стафилококка.
Таким образом, Комиссия установила, что для выполнения работы в организациях, в которых осуществляется, в том числе деятельность, связанная с воспитанием и обучением детей, необходимо пройти существенно отличающееся медицинское обследование, чем то медицинское обследование, которое подлежит прохождению с целью реализации требований, установленных Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Иными словами, данные виды медицинских обследований направлены на установление фактов отсутствия различных заболеваний, что в рассматриваемом случае имеет принципиальное значение.
Ввиду изложенного выше, Комиссия приходит к выводу, что учитывая назначение объекта, подлежащего охране в рамках контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки, сотруднику охранной организации надлежит пройти медицинское обследование не только обязательное в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", но и обязательное для работы на объектах, где осуществляется деятельность, связанная с воспитанием и обучением детей.
Комиссия отмечает, что требование о наличии медицинской книжки являются условием исполнения контракта и не относится к требованиям к участнику закупки на момент проведения аукциона. При этом изложенное выше обосновывает потребность заказчика в закупке услуги, имеющей характеристики, установленные в извещении в части необходимости, чтобы услугу оказывали охранники, имеющие медицинскую книжку. Ввиду чего включение указанного условия в описание объекта закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе, а позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми заказчику характеристиками, что в конечном итоге приводит к обеспечению реализации принципа об эффективности закупки (статья 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОП "ГОРГОНА" на действия Заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" МО г. Ноябрьск при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на услуги частной охраны образовательных организаций (Выставление поста охраны), начальная (максимальная) цена контракта - 14 904 000,00 рублей (извещение N 0190300003723001070), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 декабря 2023 г. N 089/06/33-969/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023