Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<_______.>
Членов Комиссии:
<_______.>
<_______.>
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Служба муниципального заказчика по управлению парком и муниципальным хозяйством" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 28.09.2023 N 01903000012230006200001 на выполнение работ по ямочному ремонту на улично-дорожной сети г. Надым, цена контракта - 1 388 894,60 рублей, (извещение N 0190300001223000620), с ООО "КОНСТРЭКС ГРУПП" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 23.11.2023 N 89-174/2701-08/3760 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что 28.09.2023 был заключен муниципальный контракт (далее-Контракт) N 01903000012230006200001 на сумму 1 388 894,60 руб. (Один миллион триста восемьдесят восемь тысяч восемьсот девяносто четыре рубля 60 копеек), в том числе НДС 20% с победителем данного аукциона, Обществом с ограниченной ответственностью "КОНСТРЭКС ГРУПП" (далее -Подрядчик), подавшим наименьшее предложение о цене.
В соответствии с п. 2.1. Контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 31.10.2023.
На 21.11.2023 работы по ямочному ремонту на улично-дорожной сети г. Надым не выполнены, тем самым Подрядчик нарушил п.2.1, п. 1.1 Контракта.
11 октября 2023 Подрядчику направлялось уведомление о нарушении сроков выполнения работ.
Подрядчиком в адрес Заказчика направлялись письма о невозможности выполнения работ в связи с погодными условиями, данные которых не подтверждены.
В соответствии с ч.ч 9, 12.1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ).
В соответствии п.9.9. Контракта: "В случае установления фактов нарушения Подрядчиком существенных условий исполнения контракта, в дальнейшем не позволяющих продолжить его исполнение, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта".
В связи с тем, что Подрядчиком не исполнены обязательства по контракту, Заказчиком принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта от 28.09.2023 N 01903000012230006200001.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 07.12.2023 N ЕГ/3789/23, представил объяснения по делу N 089/10/104-971/2023 (далее - пояснения).
Из пояснений следует, что Между Муниципальным казенным учреждением "Служба муниципального заказчика по управлению парком и муниципальным хозяйством", (далее - Заказчик), с одной стороны, и Обществом с Ограниченной Ответственностью "КОНСТРЭКС ГРУПП" (далее - ООО "КОНСТРЭКС", Общество, Подрядчик), с другой стороны, в дальнейшем совместно именуемыми "Стороны", руководствуясь требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон, Федеральный закон, Закон о контрактных системах), а также других законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N0190300001223000620 от 15.09.2023 заключен муниципальный контракт N01903000012230006200001 от 28.09.2023 г. (далее - Контракт).
23 ноября 2023 года Заказчиком в Единой информационной системе (Далее - ЕИС) размещено уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств и расторжении контракта в одностороннем порядке.
С данным решением Подрядчик категорически не согласен в связи с тем, что Общество приступило к исполнению обязательств своевременно, Обществом регулярно направлялись письма в адрес Заказчика, предлагались решения по урегулированию сложившейся ситуации. Так, ООО "КОНСТРЭКС", будучи осведомленным 15.09.2023 о победе в электронном аукционе по закупке N0190300001223000620 и являясь специалистом в своем направлении, заблаговременно приступило к подготовительным работам и 27.09.2023 запросило информацию в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Ямало-Ненецкий ЦГМС (Далее - Ямало-Ненецкий ЦГМС).
28.09.2023 Контракт между Сторонами был заключен, к исполнению которого Подрядчик подошел добросовестно. Так, с целью проведения Работ ООО "КОНСТРЭКС" заключило договоры на аренду всего объема необходимой техники: нарезчика швов, виброплиты для трамбовки асфальта (Приложение 2 - договор аренды строительного оборудования от 30.09.2023, акт приема-передачи строительного оборудования от 30.09.2023, платежное поручение от 04.10.2023).
Однако 04.10.2023 Подрядчиком был получен ответ из Ямало-Ненецкого ЦГМС о погодных условиях за период с 29.09.2023 по 03.10.2023 по месту проведения Работ, а именно: температура воздуха не превышала 7,4 °С и сопровождалась атмосферными явлениями в виде снега, мороси и дождя (Приложение 3 - справка Ямало-Ненецкого ЦГМС о погодных условиях за период с 29.09.23 по 03.10.23). Так как указанные условия препятствовали выполнению работ, Подрядчик во исполнение п. 4.3.7 Контракта, незамедлительно направил Заказчику письмо об указанных обстоятельствах совместно со сведениями, представленными Ямало-Ненецкого ЦГМС (Приложение 3 - письмо в адрес Заказчика от 04.10.23, скриншот об отправке письма и сведений о погодных условиях в адрес Заказчика от 04.10.23).
Сведения о состоянии погодных условий также были получены Подрядчиком из Ямало-Ненецкого ЦГМС 09.10.2023, 13.10.2023, 16.10.2023, 30.10.2023 и 01.11.2023 (Приложение 4 - справка Ямало-Ненецкого ЦГМС о погодных условиях за период с 29.09.23 по 08.10.23, Приложение 5 справка Ямало-Ненецкого ЦГМС о погодных условиях за период с 29.09.23 по 12.10.23, Приложение 6 справка Ямало-Ненецкого ЦГМС о погодных условиях за период с 29.09.23 по 15.10.23, Приложение 7 справка Ямало-Ненецкого ЦГМС о погодных условиях за период с 15.10.23 по 29.10.23, Приложение 8 - справка Ямало-Ненецкого ЦГМС о погодных условиях за период с 15.10.23 по 31.10.23), согласно которым в период исполнения обязательств по Контракту с 29.09.2023 по 31.10.2023 температура воздуха не превышала 7,8 °С, а также присутствовали атмосферные явления в виде снега, мороси и дождей во все дни за исключением 08.10.2023, 12.10.2023 и 18.10.2023.
Указанные обстоятельства препятствуют получению результата Работ надлежащего качества, что объясняется следующими особенностями. Асфальтобетонная смесь имеет в своем составе воду, которая после укладки должна высыхать равномерно, приводя дорожное покрытие, тем самым, к одинаковой плотности. Если же в смесь попадает вода и остается под слоем асфальтового покрытия, зимой она замерзает, поменяв агрегатное состояние и став льдом, расширяется, деформируя дорожное полотно и приводя возникновению трещин и разломов, что в свою очередь недопустимо. Неизбежность таких последствий нашла свое отражение в Своде правил, существующих с целью стандартизации работ и получению надлежащего результата по их выполнении.
Так, в соответствии со Сводом правил от 30.06.2012 N78.13330.2012 (Далее - СНИП), являющимся обязательным к учету при выполнении ремонтных работ, установлены требования к допустимым погодным условиям:
"п. 12.3.1 Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С_. _Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей"
О возникших обстоятельствах, препятствующих выполнению Работ, Подрядчик незамедлительно уведомлял Заказчика путем направления писем со сведениями, полученными из Федерального государственного бюджетного учреждения 09.10.2023, 13.10.2023.
В письме от 13.10.2023 Подрядчик дал полные и объективные пояснения со ссылками на нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при выполнении такого рода Работ, и причинах невозможности их выполнения в период, предусмотренный Контрактом. Ввиду сложившихся обстоятельств, являясь добросовестным подрядчиком, Общество предложило несколько вариантов взаимодействия в рамках правового поля.
- Заключение дополнительного соглашения с целью продления срока исполнения Контракта и переноса производства ямочного ремонта на строительный сезон 2024 года;
- Расторжение Контракта по соглашению сторон.
В ответ на письма, направленные Подрядчиком, Заказчик ответил лишь спустя 10 дней - 23.10.2023, проигнорировав предложения Общества и направив письмо N 89-174/2701-08/3308, с указанием на необходимость выполнения Работ, руководствуясь отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.3.102-2017 "Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях".
30.10.2023 и 01.11.2023 Подрядчик вновь направил сведения из Ямало-Ненецкого ЦГМС о наличии неблагоприятных погодных условиях и невозможности осуществления Работ надлежащего качества в таких условиях, однако соразмерные предложения Подрядчика, выдвинутые еще в письме от 13.10.2023, Заказчиком игнорировались. И 23.11.2023 Заказчик разместил в ЕИС уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Вместе с тем, погодные условия за период с 01.11.2023 по настоящее время не улучшились и по-прежнему препятствуют получению результата Работ надлежащего качества. По указанной причине 01.12.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств, в котором вновь предложил отменить свое решение, расторгнуть контракт по соглашению Сторон или продлить срок исполнение Контракта до 30.09.2024. Указанное возражение оставлено Заказчиком без внимания.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.5 Контракта досрочное расторжение контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с одностороннем отказом одной из Сторон контракта от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Федерального закона.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.09.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 01903000012230006200001.
23.11.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.11.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 05.12.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт заключен от 28.09.2023.
Согласно п.1.1, по настоящему контракту Подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по ямочному ремонту на улично-дорожной сети г. Надым, далее именуемые "работы", а Заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п.1.2. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием по ямочному ремонту на улично-дорожной сети г. Надым (Приложение N1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта и определяющей объем выполняемых работ.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи ненадлежащим исполнением условий муниципального Контракта.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта, указанный факт подтверждается перепиской сторон.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "КОНСТРЭКС ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "КОНСТРЭКС ГРУПП", представленную Заказчиком - МКУ "Служба муниципального заказчика по управлению парком и муниципальным хозяйством" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 28.09.2023 N 01903000012230006200001 на выполнение работ по ямочному ремонту на улично-дорожной сети г. Надым, цена контракта - 1 388 894,60 рублей, (извещение N 0190300001223000620), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 декабря 2023 г. N 089/10/104-971/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023