Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
председатель комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления; |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок; |
- Ражев С.В. |
- |
член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок; |
при участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Талановой Е.В. |
|
представителя Администрации Канавинского района Города Нижнего Новгорода (доверенность Nисх-01-05-05/1-19-32/23 от 16.01.2023), |
- Филимонова Д.А. |
|
представителя ООО "Эврика" (доверенность б/н от 06.12.2023), |
осуществив проверку по факту одностороннего отказа Администрацией Канавинского района Города Нижнего Новгорода (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "Эврика" (далее также - ООО "Эврика", общество) по результатам определения поставщика путём проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "выполнение работ по комплексному благоустройству общественной территории
вдоль Волжской набережной (от ул. Сибирская, д. 3 до Волжская набережная, д. 8)", номер извещения 0132300007523000343.
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту.
Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 31.03.2023 в единой информационной системе и на электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" размещено извещение по объекту закупки: "выполнение работ по комплексному благоустройству общественной территории вдоль Волжской набережной (от ул. Сибирская, д. 3 до Волжская набережная, д. 8)", номер извещения 0132300007523000343.
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 303 267,45 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 NИЭОК1 ООО "Эврика" и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ООО "Эврика", итоговая цена контракта составляет 36 303 267,45 рублей.
3) 03.05.2023 по результатам рассмотренного открытого конкурса в электронной форме между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно разделу 1 Контракта определен его предмет:
"1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по комплексному благоустройству общественной территории вдоль Волжской набережной (от ул. Сибирская, д. 3 до Волжской набережной, д. 8) (далее работы) в соответствии с Сметной документацией, включающей Ведомости объемов работ (Приложения 1-5 к Контракту), Локальные сметные расчеты (Приложения 6-10 к Контракту), Сводный сметный расчет (Приложения 11,12 к контракту), Проектная документация (Приложение 13 к Контракту), Перечень нормативно-технической документации (Приложение) 14 к Контракту) и условиям настоящего Контракта, сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить цену, установленную по результатам процедуры открытого конкурса в электронной форме Настоящий Контракт заключен по результатам электронного конкурса.
1.2. Виды и объемы выполняемых работ определяются Сведениями объемов работ (Приложения 1-5 к контракту), Локальными сметными расчетами (Приложения 6-10 к контракту), Проектной документацией (Приложение 13 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
1.3. Место выполнения работ - территории вдоль Волжской набережной (от ул. Сибирская, 3 до Волжской набережной".
Комиссией Нижегородского УФАС Установлено следующее:
Согласно пункту 3.1. Срок выполнения работ установлен в соответствии с этапами выполнения работ:
N этапа |
Наименование видов работ |
Срок выполненных работ по этапу |
1 |
20% объема работ, предусмотренных проектно-сметной документацией |
Со дня, следующего за днем заключения контракта по 01.06.2023 г. |
2 |
35% объема работ, предусмотренных проектно-сметной документацией |
С 02.06.2023 по 01.07.2023 гг. |
3 |
30% объема работ, предусмотренных проектно-сметной документацией |
С 02.07.2023 по 01.08.2023 гг. |
4 |
15% объема работ, предусмотренных проектно-сметной документацией |
С 02.08.2023 по 01.09.2023 гг. |
Общий срок выполнения со дня, следующего за днем заключения муниципального контракта по 01.09.2023 г. включительно.
24.11.2023 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Nб/н от 24.11.2023.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Nб/н от 24.11.2023 следует, что данное решение принято на основании следующего:
- нарушен срок окончания работ (нарушен п.3.1 Контракта),
- работы не исполнены в полном объеме, предусмотренном в настоящем контракте (нарушен п.5.2.4 Контракта).
Из пояснений Заказчика следует:
26.06.2023 - в ЕИС со стороны Подрядчика были размещены документы по приёмке работ по 1 этапу.
10.07.2023 - администрацией Канавинского района был направлен мотивированный отказ в приемке выполненных работ в связи с тем, что малые архитектурные формы, включенные поставщиком в документы о приемке, фактически не были предоставлены.
16.08.2023 - в ЕИС со стороны Подрядчика были повторно размещены документы по приёмке работ.
17.08.2023 - администрацией Канавинского района был направлен мотивированный отказ в приемке выполненных работ.
17.08.2023 - ООО "Эврика" были повторно размещены документы о приемке выполненных работ, которые были подписаны со стороны администрации 25.08.2023 г.
04.09.2023 - администрацией было направлено уведомление об уплате пеней за просрочку обязательств на сумму 120041,80 руб.
31.10.2023 - администрацией было направлено требование об уплате пеней за просрочку обязательств на сумму 743490,91 руб.
31.10.2023 - в ЕИС со стороны Подрядчика были размещены документы по приёмке работ по следующему этапу.
01.11.2023 - администрацией направлен мотивированный отказ от подписания акта приемки выполненных работ КС-2 в связи с тем, что в предоставленных актах объемы выполненных работ не соответствуют фактически выполненным объемам.
02.11.2023 заказчиком направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.11.2023 - Подрядчиком в адрес администрации Канавинского района направлены возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и одновременно размещены документы о приемке выполненных работ.
По состоянию на 10.11.2023 г. нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "ЭВРИКА" частично были устранены: был предоставлен акт 09.11.2023 на сумму 13390725,50 рублей, который подписан со стороны администрации района 10.11.2023 г.
10.11.2023 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено.
21.11.2023 - администрацией было направлено еще одно требование об уплате пеней за просрочку обязательств на сумму 156518,88 руб.
21.11.2023 г. ООО "ЭВРИКА" был предоставлен еще один акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 на сумму 1 989 812,85 рублей, который был подписан со стороны администрации 23.11.2023 г.
По состоянию на 24.11.2023 г. стоимость исполненных ООО "ЭВРИКА" обязательств составила 22 637 396,48 рублей, около 63% от цены контракта.
Также из пояснений Заказчика следует, что в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (п.9.6.1 Контракта) Подрядчику начислена неустойка в общем сумме 1 020 052,59 рублей, которая была удержана и перечислена в бюджет города Нижнего Новгорода.
Из пояснений представителя Общества следует, что общество не уклонялось от исполнения обязательств по Контракту, напротив принимало все необходимые действия для исполнения своих обязательств, что подтверждает объем исполненных обязательств.
Вместе с тем из пояснений представителя Общества следует, что 15.06.2023 Подрядчиком был заключен Договор N0228 с ООО "Новалур" на поставку необходимых малых архитектурных форм.
Однако в установленный Договором N0228 срок товар не был передан ООО "Эврика".
Вместе с тем представитель Общества пояснил, что Обществом были предприняты меры для устранения выявленных недостатков, а также продемонстрировано добросовестное поведение при исполнении обязательств по Контракту.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств.
24.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 24.11.2023 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 05.12.2023.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая направленность воли общества и объем исполненных обязательств, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Эврика" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно.
Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные Администрацией Канавинского района Города Нижнего Новгорода об ООО "Эврика", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
О.Ю. Швецова
|
Члены комиссии: |
|
М.В. Ветров
|
|
|
С.В. Ражев
|
Исп.Ражев С.В.
тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 декабря 2023 г. N РНП 52-334-23-СВ
по
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023