Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 01.12.2023 N 298/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителей заказчика - Министерства спорта Белгородской области Новиковой И.А. (по доверенности от 06.12.2023 N 18-1-7/2984), Карнауховой С.Н. (по доверенности от 20.09.2023 N 18-1-7/2376), представителей уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" Косяковой Е.Е. (по доверенности от 09.01.2023 N ЦЗ 1-06-04), генерального директора ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ" Бондаренко Н.А., рассмотрев материалы дела N 031/06/106-788/2023 по жалобе ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку спортивно-технологического оборудования для создания умных спортивных площадок (Комплект N4 "Модульное спортивное сооружение") (N закупки 0826500000923008501), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку спортивно-технологического оборудования для создания умных спортивных площадок (Комплект N4 "Модульное спортивное сооружение") (N закупки 0826500000923008501) (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует:
1) в приложении N 1 "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N 1) к извещению об осуществлении Электронного аукциона содержится требование противоречащее Законодательству о контрактной системе;
2) имеется противоречие в проекте контракта и Приложении N 1 к извещению в части момента начала исчисления срока предоставления гарантии качества на товар;
3) имеется противоречие в проекте контракта и Приложении N 1 к извещению в части сроков устранения выявленных недостатков в период гарантийного срока.
4) проектом контракта установлен, размер штрафа определенный в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042), что противоречит требованиям извещения.
Заказчик и уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ", просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ", возражения Заказчика и уполномоченного учреждения, заслушав доводы присутствующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.11.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка спортивно-технологического оборудования для создания умных спортивных площадок (Комплект N4 "Модульное спортивное сооружение").
Начальная (максимальная) цена контракта - 102 000 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1) В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит Приложение N 1, в котором Заказчиком установлены показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.
Согласно Приложению N 1 Заказчиком установлено:
Степень огнестойкости |
III |
Класс конструктивной пожарной опасности |
С3 |
А также указано, что ограждающие конструкции модульного административно-бытового сооружения - сэндвич-панели с утеплителем из ПИР (пенополеизацианурат).
Заявитель полагает, что классу конструктивной пожарной опасности, установленной заказчиком в Приложении N 1, соответствует согласно таблице 22 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) класс пожарной безопасности строительных конструкций К0 (непожароопасные). В то время как утеплителю ПИР соответствует группа горючести Г1 (малопожароопасные).
Заказчик пояснил, что исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, пенополиизоцианурат (ППИ, PIR) синтетический материал. Он представляет собой плотную пену, которая состоит из множества крошечных ячеек. Они заполнены пентаном
это инертный газ, который практически не проводит тепло. Пенополиизоцианурат (термопир) имеет низкую теплопроводность, малую плотность, у материала хороший предел прочности, паро- и влагонепроницаемость, долговечность.
К собственным качествам пенополиизоцианурата (PIR) можно отнести повышенную огнестойкость. Он не поддерживает горения, а также самостоятельно затухает при отсутствии источника пламени.
Если сравнивать характеристики пенополиизоцианурата (PIR) с пенополиуретаном, то он более устойчив к воздействию вредных веществ и солнечного излучения. PIR-утеплитель (пенополиизоцианурат) имеет коэффициент теплопроводности при нормальных условиях эксплуатации 0,023 Вт/м·К, что выгодно отличает его от таких традиционных теплоизоляторов, как минеральная вата (0,038 Вт/м·К) или пенополистирол (0,028 - 0,032 Вт/м·К).
Теплоизоляционные плиты, произведенные с использованием пенополиизоцианурата, имеют наименьший коэффициент теплопроводности, высокую огнестойкость, низкое водопоглощение, высокую механическую прочность, экологическую безопасность.
Пенополиизоцианурат (термоизоляционные панели PIR) биологически нейтрален, устойчив к микроорганизмам, тлению, гниению, к воздействию грызунов, имеет широкий диапазон рабочих температур. Пенополиизоцианурат может применяться во всех климатических районах при температуре окружающей среды от -75 до +120°С. Достоинства пенополиизоцианурата низкая группа горючести.
В Техническом задании Заказчиком установлены значимые показатели сооружения, а именно: несущие конструкции МФОК изготавливают из стали согласно п. 6.1.3 ГОСТ Р 70725-2023 "Модульные физкультурно-оздоровительные комплексы. Общие технические условия", каркас заводского изготовления из стального оцинкованного профиля, стальной каркас сооружения защищен огнезащитным составом.
В то же время в таблице 22 Технического регламента указано, что класс пожарной опасности строительных конструкций относится к следующему: несущие стержневые элементы (колонны, ригели, фермы); наружные стены с внешней стороны; стены, перегородки, перекрытия и бесчердачные покрытия; стены лестничных клеток и противопожарные преграды; марши и площадки лестниц в лестничных клетках.
Кроме того из письменного пояснений уполномоченного органа следует, что в соответствии с частью 1 статьи 36 Технического регламента строительные конструкции по пожарной опасности подразделяются на следующие классы:
1) непожароопасные (К0);
2) малопожароопасные (К1);
3) умереннопожароопаспые (К2);
4) пожароопасные (К3).
Из указанной нормы следует, что разделение на классы пожарной опасности касается исключительно конструкций в целом, пенополиизоцианурат же является одним из материалов (утеплитель), входящих в состав сэндвич-панелей.
Частью 3 статьи 36 Технического регламента предусмотрено, что численные значения критериев отнесения строительных конструкций к определенному классу пожарной опасности определяются в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
В развитие этой нормы был принят ГОСТ 30403-2012 "Конструкции строительные. Метод испытаний на пожарную опасность" (далее - ГОСТ 30403-2012).
ГОСТ 30403-2012 содержит таблицу "Класс пожарной опасности конструкции в зависимости от наличия, значений и параметров пожарной опасности". При классе пожарной опасности конструкции К0 группа горючести отсутствует. Однако, пенополиизоцианурат, является не конструкцией, а утеплителем, т.е. строительным материалом.
В разделе 1 "Область применения" ГОСТа 30403-2012 указано, что стандарт распространяется на элементы зданий - колонны, ригели, фермы, балки, арки, рамы и связи, марши и площадки лестничных клеток и лестниц, наружные и внутренние стены, перегородки, перекрытия, покрытия, стены лестничных клеток, противопожарные преграды.
Настоящий стандарт не распространяется на конструкции заполнения проемов, на покрытия полов и фальшполы, кровли, наружные стены с выполненными на их внешней поверхности системами внешней теплоизоляции, облицовки и отделкой, а также на защитно-декоративные системы, предназначенные для применения на двух и более видах стен.
Таким образом, область применения ГОСТ 30403-2012 "Конструкции строительные. Метод испытаний на пожарную опасность" не позволяет отнести утеплитель из ПИР к требованиям стандарта.
В свою очередь классификация строительных материалов по группам горючести установлена ГОСТ 30244-94 Международный стандарт "Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть" (далее - ГОСТ 30244-94).
В таблице 1 раздела 5 ГОСТ 30244-94 указаны следующие группы горючести материалов:
|
|
|
|
|
Группа горючести материалов |
Параметры горючести |
|||
Температура дымовых газов, °С |
Степень повреждения по длине, % |
Степень повреждения по массе, % |
Продолжительность самостоятельного горения, с |
|
Г1 |
|
|
|
0 |
Г2 |
|
|
|
|
Г3 |
|
|
|
|
Г4 |
|
|
|
|
Примечание - Для материалов групп горючести Г1-Г3 не допускается образование горящих капель расплава при испытании. |
Как следует из представленной информации, строительные материалы не имеют группу НГ (негорючий), как полагает заявитель.
При этом утеплителю ПИР, установленному заказчиком в описании объекта закупки соответствует группа горючести материалов Г1, что соответствует требованиям законодательства и требованиям извещения.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2) Второй довод жалобы заявителя заключается в том, что в Приложении N 1 содержится информация о том, что поставщик обязан обеспечить гарантийный ремонт на поставляемый комплект оборудования в течение гарантийного срока: не менее 24 месяца с момента передачи оборудования Заказчику.
При этом в пункте 6.5. проекта контракта указано, что срок предоставления гарантии качества на Товар составляет 24 месяца и исчисляется с момента подписания структурированного документа о приемке Товара. Срок предоставления гарантии качества на Товар должен подтверждаться документами от производителя (Поставщика).
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что факт поставки товара можно подтвердить в первую очередь с помощью документов, оформленных сторонами надлежащим образом при приемке-передаче товара. Как правило, это двусторонние первичные учетные документы, в которых содержатся, в том числе сведения о наименовании и количестве переданного товара, реквизиты и подписи уполномоченных представителей сторон, например, акты приемки-передачи, товарные накладные, универсальные передаточные документы.
Кроме того, извещением об осуществлении Электронного аукциона установлено следующее:
Информация о требованиях к гарантийному обслуживанию товара |
Поставщик обеспечивает (организует) гарантийный ремонт Товара в течение срока гарантии по месту поставки Товара. Расходы, связанные с ремонтом Товара в течение срока гарантии несет Поставщик. Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия). |
Требования к гарантии производителя товара |
Гарантия производителя данного Товара на срок не менее 24 месяцев, с момента подписания документа о приемки-передачи товаров при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с Товаром |
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Учитывая вышеизложенное довод жалобы является необоснованным.
3) В третьем доводе жалобы указано, что имеется противоречие в сроках устранения недостатков, указанных в проекте контракта и Приложении N 1.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Разделом 7 "Гарантийный ремонт" Приложения N 1 установлено следующее: поставщик в период гарантийного ремонта оборудования за свой счет обязан обеспечить восстановление работоспособности поставленного Поставщиком оборудования в течение не более 10 (десяти) дней с момента получения извещения от Заказчика о неисправности оборудования.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа
Пунктом 6.6 проекта контракта установлено, что при обнаружении недостатков Товара в период гарантийного срока, возникших по независящим от Заказчика причинам, Поставщик обязан за свой счет устранить выявленные недостатки, либо заменить Товар ненадлежащего качества новым, в срок не более 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента получения письменного уведомления от Заказчика (в том числе посредством факсимильной связи с последующим направлением оригинала). Срок предоставления гарантии качества на Товар в данном случае продлевается на период устранения дефектов.
Рассмотрев указанную информацию, Комиссия Белгородского УФАС России пришла к выводам, что в приложениях к извещению об осуществлении Электронного аукциона имеются противоречия.
С учетом изложенного данный довод является обоснованным.
В действиях Заказчика содержится нарушение части 3 статьи 7, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за которые предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4) В четвертом доводе Заявитель указывает, что проектом контракта установлен, размер штрафа, противоречащий требованиям извещения.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 7.3 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. 1042 (далее - Правила), и составляет 1 процент цены контракта, но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Пункт 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе гласит, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Указанные преимущества и требования к участникам закупки извещением об осуществлении Электронного аукциона N 0826500000923008501 не установлены.
При указанных обстоятельствах, указанный довод жалобы является обоснованным.
В действиях Заказчика содержится нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕНДЕРКОНСАЛТИНГ" обоснованной в части 3 и 4 доводов.
2. Признать в действиях заказчика - Министерства спорта Белгородской области нарушение части 3 статьи 7, частей 4, 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023