Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 05.12.2023 N 302/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ПКК "Астрасоль" (далее - Комиссия), в присутствии представителей заказчика - МБОУ "Управление Белгорблагоустройство", уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Белгорода, представителей заявителя ООО "ПКК "Астрасоль", рассмотрев материалы дела N 031/06/106-814 /2023 по жалобе ООО "ПКК "Астрасоль" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку соли технической (концентрата минерального "Галит") (N закупки 0126300035823001002) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ПКК "Астрасоль" на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, согласно извещению об осуществлении Электронного аукциона объектом закупки является Соль техническая (концентрат минеральный - Галит). Соль техническая необходима для приготовления пескосоляной смеси с целью обеспечения безопасности, эффективной эксплуатации и надежности на общегородских территориях в зимний период.
При этом, согласно Приложению N1 к извещению об осуществлении закупки Соль техническая (концентрат минеральный - галит) для применения в населенных пунктах должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 58427-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия".
Вместе с тем, заявитель в жалобе указал, что отсутствуют национальные стандарты, предусматривающие требования к качественному составу технической соли, единая маркировка также отсутствует, а требования к физико-химическим характеристикам определяются техническими условиями (ТУ), которые утверждаются каждым производителем самостоятельно.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, представил возражения на жалобу, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы.
Представители уполномоченного органа, заказчика поддержали доводы, изложенные в возражениях уполномоченного органа на жалобу, считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ПКК "Астрасоль", возражения уполномоченного органа, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 24.11.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с электронными приложениями.
Объект закупки - поставка соли технической (концентрата минерального "Галит").
Начальная (максимальная) цена контракта -74 499 800,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ПКК "Астрасоль" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Комиссией установлено, что требования к противогололедным материалам предусмотрены Письмом Федерального дорожного агентства от 8 сентября 2006 года N 01-28/6301 "О временных требованиях к противогололедным материалам" (далее - Письмо N 01-28/6301) и ГОСТом 58427-2020 "Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов" (далее - ГОСТ 58427-2020).
Подраздел 5.1 "Основные показатели и характеристики" раздела 5 "Технические требования" ГОСТа 58427-2020 содержит таблицу 1 "Показатели и характеристики ПГР" (противогололедные реагенты)
Анализ данной таблицы показал, что характеристики ПГР, приведенные в анализируемой таблице, аналогичны характеристикам товара указанным в Приложении N1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении Электронного аукциона (далее - Приложение N1).
Таким образом, исходя из описания объекта закупки, к поставке требуется противогололедный реагент (согласно пункту 3.26 ГОСТа 58427-2020 противогололедные реагенты - это химическое вещество).
Представители уполномоченного органа и заказчика не отрицают, что в Приложении N1 содержатся характеристики, соответствующие противогололедному реагенту .
Вместе с тем, согласно извещению об осуществлении Электронного аукциона предметом закупки является соль техническая (концентрат минеральный галит). При этом заказчик применил код ОКПД2/ КТРУ 08.93.10.115 "Соль техническая".
На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что соль техническая не является реагентом, специальным химическим веществом, а является природным минералом, используемым, в том числе для приготовления песко-соляной смеси в целях обеспечения безопасности на общегородских территориях в зимний период. На данный момент ГОСТ, который бы определял качество Соли технической, отсутствует. Производители технической соли имеют, разработанные ими, или специализированными организациями Технические условия в соответствии с Межгосударственным стандартом - ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия". Указанный стандарт устанавливает общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.). ТУ является видом стандартов организации, разработкой которого занимается изготовитель/производитель в целях контроля производства, обеспечения качества и безопасности выпускаемой в оборот продукции, выполняемых работ или предоставляемых услуг.
Технические условия у каждого производителя разные по содержанию, в зависимости от месторождения соли, имеющие разные органолептические, физикохимические показатели и маркируются по типу и/или сортируются.
Химические показатели соли технической определяются в соответствии с сортом, например:
Техническая соль высшего сорта имеет массовую долю NaCl не менее 98%, содержание кальций- иона не превышает 0,35%, магний- иона - 0,05%, сульфат- иона - 1%, калий- иона -0,1%. Доля железа в такой соли не более 0,005%. Нерастворимый остаток - до 0,25%, а доля влаги до 0,25%.
Техническая соль первого сорта содержит 96,5% NaCl, 0,35% кальций-иона, 0,05% магний-иона, 1,20% сульфат-иона, 0,1% калий-иона. Допустимо наличие нерастворимого остатка до 0,75%, а влаги до 0,35%.
При указанных обстоятельствах, характеристики товара, указанные в Приложении N1 не являются характеристиками, соответствующими соли технической.
Таким образом, к поставке требуется соль техническая (концентрат минеральный галит) с характеристиками, соответствующими иному товару - противогололедному реагенту.
Частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Под каталогом понимается перечень товаров, пакетов услуг и видов работ, являющихся объектами государственных закупок. Каталог создан на основе Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2) и содержит краткое описание основных свойств включенных в него объектов.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - КТРУ, Правила формирования и ведения КТРУ, правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссией установлено, что характеристики поставляемого товара не соответствуют информации, включенной в позицию КТРУ 08.93.10.115 "Соль техническая", так как "Соль техническая (концентрат минеральный галит) является природным минералом, осадочной породой, а требования указанные заказчиком в Приложении N1 и, относящиеся к противогололедным реагентам, не соответствуют требованиям, предъявляемым к Соли технической (концентрату минеральному галит).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, выразившиеся в размещении извещения об осуществлении закупки без учета требований подпункта 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 6 части 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ПКК "Астрасоль" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 13 декабря 2023 г. N 031/06/106-814/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023