Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Вектор" в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора от 10.10.2023 на поставку медицинских изделий: перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Вектор".
Исследовав материалы дела, заслушав представителей Заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" по результатам запроса котировок в электронной форме (реестровый номер закупки 0167200003423006720) на поставку медицинских изделий: шприц общего назначения с победителем указанной закупки - ООО "Вектор" заключен договор от 11.10.2023 на общую сумму 3 819 900,00 рублей.
В соответствии с условиями указанного договора (п. 1.1) Поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку медицинских изделий: перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленный Товар.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: Тюменская область, г.Ишим, ул.Республики, 96, корпус 12 (п. 1.3).
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 договора. Поставка товара осуществляется в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к договору) в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента подачи Заявки. Заявки (Приложение N2 к договору) подаются c даты заключения договора по "13" ноября 2023 г. Заявка, направленная Заказчиком по электронной почте на адрес, указанный в реквизитах Поставщика (раздел 16 Договора) приравнивается к заявке, поданной в письменной форме. В заявке отражается адрес поставки, наименование и количество товара (п.5.1).
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к договору) ООО "Вектор" к поставке предложен следующий товар:
- Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурированные нестерильные, РУ N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023. Нестерильное изделие (перчатки смотровые) из нитрила, поверхность без опудривания, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала и при возможной аллергии на латекс и при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований и для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию. Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед. Изделие одноразового применения. Размер S. (п.1 Спецификации);
- Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурированные нестерильные, РУ N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023. Нестерильное изделие (перчатки смотровые) из нитрила, поверхность без опудривания, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала и при возможной аллергии на латекс и при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований и для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию. Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед. Изделие одноразового применения. Размер М. (п.2 Спецификации);
- Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурированные нестерильные, РУ N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023. Нестерильное изделие (перчатки смотровые) из нитрила, поверхность без опудривания, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала и при возможной аллергии на латекс и при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований и для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию. Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед. Изделие одноразового применения. Размер L. (п.3 Спецификации).
11.10.2023 Заказчиком направлена обществу заявка на поставку товара на сумму 740 000,00 рублей, срок поставки с учетом п. 5.1 договора истекал 26.10.2023.
Учитывая, что в установленный срок (26.10.2023) товар Поставщиком не поставлен 31.10.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию об оплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных п. 5.1 договора, в размере 1850 рублей.
10.11.2023 ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" в связи с не поставкой товара было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 10.10.2023 на поставку медицинских изделий, которое вступило в законную силу 21.11.2023.
14.11.2023 ООО "Вектор" поставлен товар "Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурные нестерильные" на сумму 740 000,00 рублей.
20.11.2023 Заказчик принял мотивированный отказ в приемке поставленного товара, указав следующие замечания:
-поставленный товар имеет риск класса опасности 1, а требовался 2а;
-упаковка товара не обеспечивает подачу перчаток снизу манжетой вперед.
В свою очередь представитель ООО "Вектор" с отказом в приёмке товара не согласился, указал, что договор не содержит требования к перчаткам о классе риска опасности 2а. В составе заявки на участие в закупке было приложено регистрационное удостоверение N РЗН 2023-20249 от 18.05.2023, в котором содержалась информация о предлагаемом к поставке товаре, в том числе был указан класс потенциального риска применения -1. Соответственно Заказчик согласился, что предлагаемый к поставке товар удовлетворяет потребность Заказчика.
Кроме того, предоставленная упаковка товара обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед.
Представитель Заказчика с доводами Поставщика не согласился, указал, что к поставке требовался товар риск класса опасности 2а. Согласно ГОСТуР 51088-2013 "Медицинские изделия для диагностики ин витро" ко 2а классу потенциального риска относятся медицинские изделия для диагностики ин витро, предназначенные для проведения клинико-химических, иммунохимических, гемотологических, гистологических, цитологических и иммунологических исследований, включая инфекционную иммунологию, микробиологических и молекулярных исследований.
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к договору) к поставке требуются нестерильное изделие (перчатки смотровые) из нитрила, поверхность без опудривания, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала и при возможной аллергии на латекс и при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований и для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию, что указывать на риск потенциальной опасности относящийся ко 2а классу.
Кроме того, представитель Заказчика настоял, что упаковка товара не обеспечивает подачу перчаток снизу манжетой вперед.
Комиссия отмечает, что согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Так, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре поставки, с учетом положений параграфа 4, а также Закона N 44-ФЗ.
На основании статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного ли муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В силу статей 506, 516 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю, а покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным неоднократного нарушения сроков поставки товаров, поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (абзац 2 пункта 2 статьи 523 ГК РФ).
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком 10.11.2023 в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено Поставщиком 10.11.2023.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 10.11.2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 21.11.2023 года.
Соответственно 21.11.2023 контракт на поставку медицинских изделий расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как установлено материалами дела 10.11.2023 ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 10.10.2023 на поставку медицинских изделий в связи с не поставкой Поставщиком товара до 26.10.2023 по заявке от 11.10.2023.
14.11.2023 ООО "Вектор" поставлен товар по заявке от 11.10.2023. Однако товар Заказчиком не принят поскольку по мнению Заказчика поставленный товар имеет риск класса опасности 1, а требовался 2а; упаковка товара не обеспечивает подачу перчаток снизу манжетой вперед.
20.11.2023 Заказчик принял мотивированный отказ в приемке поставленного товара.
21.11.2023 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора от 10.10.2023 на поставку медицинских изделий вступило в законную силу.
Комиссия отмечает, что положения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе являются предусмотренной гарантией для поставщика (подрядчика) исполнителя, дающей возможность в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления устранить допущенные нарушения договора.
В рассматриваемом случае Поставщик, осуществив поставку товара 14.11.2023 не предполагал, что Заказчик не примет его товар. 20.11.2023 Заказчик отказал в приемке поставленного товара, а решение об одностороннем отказе вступило с силу уже 21.11.2023. Таким образом, у Поставщика оставался всего 1 день для того, чтобы устранить допущенные нарушения договора.
Кроме того, между участниками сделки возник гражданско-правовой спор относительно упаковки товара, которая должна обеспечивать подачу перчаток снизу манжетой вперед.
Учитывая изложенное, Комиссия считает необходимым отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. При этом, включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках исполнения государственного заказчика, которая должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения контракта, не установила доказательств, позволяющих с достоверностью утверждать о наличии в действиях поставщика недобросовестного поведения при исполнении контракта, умышленного неисполнения им принятых на себя обязательств, злостного уклонения от выполнения условий контракта. Из представленных доказательств, усматривается, что общество принимало меры, направленные на исполнение контракта, поставило товар, при этом на устранение замечаний Заказчика оставался всего один день.
Учитывая отсутствие бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Поставщика или его злонамеренное уклонение от исполнения контракта, а также направленность его действий на исполнение контракта.
Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения сведений об ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" в отношении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 ноября 2023 г. N РНП-72-192/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023