Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
рассмотрев обращение ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Тюменской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО ПК "Зеленый Щит" (ИНН 6679080215, КПП 667901001, директор Мигулько Татьяна Алексеевна, ИНН 667309334180) и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) проверку факта одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта от 26.06.2023 на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли УМВД России по Тюменской области в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ПК "Зеленый Щит".
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В материалы проверки обществом представлены письменные пояснения (с приложением документов) в которых подрядчик выразил несогласие с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. В качестве доводов указал, что неисполнение контракта обусловлено требованиями заказчика к довополнительным видам работ, которые не были предусмотрена сметой, например, очистка деревянных поверхностей щетками в ручную. Подрядчиком после заключения контракта было установлено, что объект подлежащий огнезащитной обработке имеет высоту 4 метра, что требует привлечения альпинистов, и дополнительные затраты со стороны Подрядчика. Кроме того, при исполнении контракта возникали сложности с прохождением сотрудников Подрядчика на объект.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Тюменской области" по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0867100000323000033) на выполнение работ на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли УМВД России по Тюменской области с победителем указанной закупки - ООО ПК "Зеленый Щит" заключен государственный контракт от 26.06.2023 на общую сумму 111 830,15 рублей (при начальной (максимальной) цене контракта 1 526 793,54 руб).
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязался в установленный настоящим контрактом срок осуществить по заданию Заказчика выполнить работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровди УМВД по Тюменской области по адресу: г. Тюмень, ул. Водопроводная,38 согласно Техническому заданию и локальному сметному расчету.
В соответствии с п. 4.1 контракта выполнение работ осуществляется Подрядчиком в течение 30 рабочих дней с момента согласования списка работников Подрядчика.
Как указал в заседании представитель Заказчика срок выполнения работ по контракту истекал 09.10.2023 г.
Локальным сметным расчетом на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли УМВД России по Тюменской области предусмотрены следующие виды работ и затраты:огнезащитное покрытие деревянных конструкций составами из сухих смесей для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251; состав огнебиозащитный пропиточный для древесины (готовый раствор).
21.09.2023 г. учреждением в адрес подрячика направлено письмо в котором указывалось на необходимость качественного выполнения работ по очистке обрабатывемых поверхностей деревянных поверхностей от грязи пыли, старой краски и загрязненийи недопустимость нарушения условий контракта.
16.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрячика претензию о нарушении установленных срока выполнения работ и отсутствия результата, необходмиости скорейшего завершения работ, однако какой-либо реакции от общества не последовало, нарушение условий контракта не устранено.
Учитывая, что к выполнению работ подрядчик не приступил, учреждением 13.11.2023 г принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций предполагали изночально очистку деревянных поверхностей щетками в ручную, что вопреки утверждению общества об обратном, прямо было предусмотрено сметными расценками. Кроме того, работы, предусмотренные контрактом должны были оказываться на режимных объектах, относящихся к ведению МВД РФ, в связи с чем заказчик обязан осуществить проверку лиц, допускаемых на данные объекты через службу безопасности. В свою очередь, срок такой проверки и согласования с подрядчиком работникам допускаемых на режимный объект не включается в срок выполнения работ, предусмотренный контракт.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Соответственно, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Как установлено Комиссией, пункт 12.1 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая обстоятельства дела, а также приведенные нормоположения гражданского законодательства и условия контракта, Комиссия приходит к выводу, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Общества с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 13 ноября 2023 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 13 ноября 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами проверки установлено, что ООО ПК "Зеленый Щит" в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, подрядчиком (исполнителем) должно быть устранено нарушение условий муниципального контракта, не устранило нарушение условий контракта.
Поскольку какие-либо доказательства устранения в полном объеме подрядчиком в установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок ранее выявленных заказчиком нарушений по контракту в адрес заказчика не представлен, следовательно, исключается возможность применения заказчиком требований части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе регламентирующих возможность отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно в случае, если ранее выявленные нарушения были устранены подрядчиком в полном объеме, следовательно, у заказчика объективно отсутствовали правовые основания для отмены ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По состоянию на десятый день (23.11.2023) регламентированного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчик не устранил ранее установленные нарушения условий контракта, следовательно, не выполнил требуемый по контракту объем работ, что не предусмотрено условиями контракта, следовательно, цель обеспечения государственных нужд которую преследовал заказчик изначально, при заключении контракта не была достигнута.
При таких обстоятельствах, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 24.11.2023 г.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Материалами дела установлено, что по состоянию на 24.11.2023 (дату расторжения контракта) обязательства по контракту надлежащим образом не выполнены Подрядчиком, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны Общества.
В настоящем случае ожидаемым и добросовестным поведением со стороны Подрядчика явилось бы своевременное выполнение работ по контракту и в полном объеме. Вместе с тем, как следует из материалов дела, соответствующих действий, направленных на своевременное и добросовестное исполнение контракта, Подрядчиком предпринято не было.
Доводы подрядчика, содержащиеся в письменных возражениях (ходатайства о невключении в РНП) и представленных документах были изучены Комиссий и получили соответвующую правовую оценку.
Так, Комиссия проанализировав условия контракта, специфику и содержания работ, полагает верным утверждение заказчика о том, что работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций предполагали обязательную очистку деревянных поверхностей щетками в ручную, что предусмотрено сметным расчетом, являющимся неотемлемой частью контракта. Кроме того, работы, предусмотренные контрактом должны были оказываться на режимных объектах, относящихся к ведению МВД РФ, в связи с чем заказчик обязан осуществить проверку лиц, допускаемых на данные объекты через службу безопасности. Срок такого согласований контрактом не оговорен. В то же время, срок такой проверки и согласования с подрядчиком работникам допускаемых на режимный объект не включается в срок выполнения работ подрядчиком.
Кроме того, следует принять во внимание, что по результатам проведения электронного аукциона 0867100000323000033 ООО ПК "Зеленый Щит" сделано ценовое предложение сниженое на 92,7 % от начальной (максимальной) цены контракта была, что в свою очередь указывает на намеренное уклонение общества от выполнения условий контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078" предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в следующих случаях:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: - принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; - надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России исходя из представленных в материалы проверки документов и пояснений заинетерсованных лиц, вышеперечисленных обстоятельств не установлено.
Учитывая, что факт существенного нарушения условий государственного контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия и вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее указанные заказчиком нарушения условий контракта не устранены подрядчиком), обстоятельства непреодолимой силы, а также обстоятельства того, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику исполнить надлежащим образом обязательства по контракту Комиссией Тюменского УФАС России не установлены, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, и как следствие, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО ПК "Зеленый Щит".
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Тюменской области" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ПК "Зеленый Щит" (ИНН 6679080215, КПП 667901001, директор Мигулько Татьяна Алексеевна, ИНН 667309334180) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 декабря 2023 г. N РНП-72-194/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023