Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ Городская клиническая больница N1 г. Стерлитамак
- без участия.
Заявитель: ООО "Медикон"
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Медикон" (вх. 18764/23 от 28.11.2023) на действия Заказчика в лице ГБУЗ РБ Городская клиническая больница N1 г. Стерлитамак при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300038123000402 "Поставка инструментов для эндоскопических операций".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300038123000402.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что в имеющемся на рынке инструментарии для наложения клипс длина рабочей части с браншами составляет: 1. Эндомедиум - 335 мм. 2. Инновационно-производственная фирма ООО "ППП" - 320 мм. 3. Элепс - 320 мм Набор инструментов для эндоскопической хирургии ИЭХ-"ЭлеПС" по ТУ 9437-033-12966357-2009 Инструмент для наложения клипс (5 и 8 мм). Требованию не менее 360 мм по совокупности характеристик соответствует производителю Научно-производственная фирма "МФС" Эндоклипер с поперечным расположением бранш под клипсы титановые 5 мм и 8 мм. РЗН 2014/1565 от 25.07.2022. Заказчиком нарушен принцип конкуренции и отдано предпочтение производителю Научно-производственная фирма "МФС".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пояснениям Заказчика, в описание объекта закупки указывает не рабочую длину инструмента, а общую длину инструмента. Инструмент для наложения клипс с длиной не менее 360 мм свободно обращается на рынке Российской Федерации. Данный факт подтверждается наличием коммерческих предложений от нескольких независимых друг от друга хозяйствующих субъектов (3 коммерческих предложений) и свидетельствует о том, что запрошенный товар в любом случае находится в свободной продаже и реализуются всеми заинтересованными лицам.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель на заседании комиссии обратного не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает на то, как заказчик мог объединить товары с разными КТРУ при наличии Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620, Приказа Минздрава России от 06.06.2012 N 4н. Судя из описания, заказчик впервые слышит названия таких законов. Заказчик объединил товары с разными КТРУ и НКМИ, которые не являются взаимосвязанными и используются отдельно друг от друга. Заказчик в пункте первом пишет инструмент для наложения клипс код ОКПД 2 32.50.13.190, этот товар имеет код КТРУ 32.50.13.190-00007445. Щипцы, троакары, клипсы, ножницы и тому подобное все это товары с разными кодами КТРУ и НКМИ, и как эти товары оказались в одном лоте не совсем ясно.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика, при составлении лота учитывалась потребность медицинского учреждения, и объединять в один лот медицинские инструменты по пункту 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 не запрещается. Все указанные Заказчиком ОКПД2 и КТРУ попадают под условия допуска Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N126н, связи с этим Заказчик правомерно объединил медицинские инструменты в один лот. По факту не применения КТРУ: 32.50.13.190-00007445 "Аппликатор эндоскопических клипс для желудочно-кишечного тракта", Заказчик поясняет, что данное КТРУ применяется для гибкой эндоскопии, а Заказчику требуется инструмент для лапароскопии, данное КТРУ отсутствует в каталоге ЕИС, связи с этим был применен ОКПД2, что не противоречит действующему законодательству России.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медикон" на действия Заказчика необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 4 декабря 2023 г. N ТО002/06/106-2401/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023