Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Забота"
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Забота" на действия Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ при определении поставщика путем проведения закупок N 0201100003823000542, 0201100003823000541, 0201100003823000550 "Поставка технических средств реабилитации (Специальные
средства при нарушениях функций выделения) для обеспечения в 2024 году Получателей".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупкам N 0201100003823000542, 0201100003823000541, 0201100003823000550.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобах указывает, что закупки размещены организатором торгов с нарушением территориальной сферы его деятельности (Республика Башкортостан). Организатор торгов не уполномочен принимать бюджетные обязательства, возникающие на территории других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Закупка технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий осуществляется территориальными органами Фонда в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе, в силу которого государственным заказчиком, в том числе признается орган управления государственным внебюджетным фондом, действующий от имени Российской Федерации и уполномоченный принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющий закупки для государственных нужд. Для осуществления закупочной деятельности в субъектах Российской Федерации территориальные органы приказом центрального аппарата Фонда наделяются полномочиями государственного заказчика по заключению от имени Российской Федерации и исполнению государственных контрактов для обеспечения нужд Российской Федерации.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП Отделение СФР по Республике Башкортостан наделено полномочиями по планированию и осуществлению закупок технических средств реабилитации, проводимых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Отделению СФР Республики Башкортостан как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год, с правом заключения государственных контрактов, их исполнения, в том числе приемки товаров, выполненных работ, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения государственных контрактов, для обеспечения инвалидов, проживающих на территории российской Федерации (далее - приказ). Заключение одного государственного контракта на поставку технических средств реабилитации на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе, что подтверждается письмом Федерального казначейства от 10.08.2023 N20-01-03/22469.
Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки исходя из потребности Заказчика в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения его функций и полномочий, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Перед Социальным Фондом России стоит задача по исполнению принятых на себя социальных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации ежедневного потребления.
Заказчик осуществляет закупки техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедических изделий (далее - TCP, ПОИ) за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год. Обеспечение инвалидов TCP и ПОИ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилами обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) ПОИ, утвержденными правительством Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Правила). Лица, признанные инвалидами, в соответствии с указанными Правилами на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы, обеспечиваются TCP и ПОИ, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". Предпосылками к размещению Закупки способствовали следующие обстоятельства и факторы. Осуществление закупки с поставкой товара во все субъекты Российской Федерации обусловлено необходимостью достижения основного принципа контрактной системы: ответственности Заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, то есть при планировании и осуществлении закупок заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд. Осуществление закупки с поставкой товара во все субъекты Российской Федерации путем проведения аукциона в электронной форме является прозрачным открытым конкурентным способом закупки, отвечающим принципу эффективности осуществления закупок, проведение указанной закупки не противоречит действующему законодательству. Отрасль по поставке специальных средств при нарушениях функций выделения не лицензируема, поэтому поставщиками могут выступать различные компании, деятельность которых не направлена на реабилитационные мероприятия инвалидов. Организованные территориальными органами СФР независимые экспертизы качества поставляемых TCP в рамках исполнения контрактов с большим падением при закупках показали, что поставщик обеспечивает инвалидов TCP ненадлежащего качества. Инвалиды, родители детей-инвалидов ожидаемо отказываются от предлагаемых TCP, и, как следствие, такие контракты исполняются не в полном объеме. Данная закупка позволит повысить контроль качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов TCP в целях соблюдения требований пункта 5 Правил.
Единый государственный контракт позволит избежать проблем, связанных с длительностью проведения закупочных процедур, когда, в случае невыполнения исполнителями своих обязательств и при наличии необеспеченных инвалидов, территориальному органу Фонда необходимо было в сжатые сроки организовывать проведение новых конкурентных процедур (особенно в конце года). Централизованный контракт заключается для обеспечения инвалидов по всей стране и направлен на обеспечение TCP в установленные государственным контрактом сроки, что, как следствие, уменьшит количество жалоб. Обеспечение инвалидов TCP и ПОИ в рамках медицинской реабилитации имеет социально значимый характер. Проводимая конкурентная процедура направлена на обеспечение людей с ограниченными возможностями, что поможет им социализироваться в обществе и вести привычный для нас уровень жизни.
Комиссия установила, что приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП Отделение СФР по Республике Башкортостан наделено полномочиями по планированию и осуществлению закупок технических средств реабилитации, проводимых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Отделению СФР Республики Башкортостан как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год, с правом заключения государственных контрактов, их исполнения, в том числе приемки товаров, выполненных работ, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения государственных контрактов, для обеспечения инвалидов, проживающих на территории российской Федерации (далее - приказ). Заключение одного государственного контракта на поставку технических средств реабилитации на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе, что подтверждается письмом Федерального казначейства от 10.08.2023 N20-01-03/22469.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобах указывает, что закупки размещены организатором торгов с нарушением правил статьи 25 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона. Пунктами 2 и 4 части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе установлено, извещение об осуществлении закупки должно содержать начальную (максимальную) цену каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, и сумму таких начальных (максимальных) цен; контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается каждой стороной соглашения. Между тем, соглашение о проведении совместного аукциона между организатором торгов и территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по приведенному перечню субъектов Российской Федерации в которые подлежит поставке товар, не заключалось, закупаемый товар на отдельные контракты по потребностям в товаре каждого из субъектов Российской Федерации не разбит, извещение о закупке сведений о начальных (максимальных) ценах каждого из таких контрактов не содержит, заключение отдельных контрактов по каждому из субъектов Российской Федерации извещение не предусматривает. Таким образом, закупка размещена организатором торгов с нарушением правил статьи 25 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика, осуществление данной закупки обусловлено потребностью отделений СФР в отдельных видах технических средств реабилитации и проводится в соответствии с основным порядком контрактования без учета требований статьи 25 Закона о контрактной системе. Данная закупка не осуществляется в соответствии со ст. 25 Закона о контрактной системе проведение, отсутствует соглашение о проведении совместного аукциона, а Отделение СФР по Республике Башкортостан не является организатором совместной закупки.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобах указывает, что организатором торгов в один объект закупки объединена поставка товара в разные регионы страны, не связанные между собой, находящиеся на значительном территориальном удалении друг от друга, что привело к увеличению объема поставляемого товара, начальной максимальной цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и повлекло ограничение количества участников аукциона, организатором торгов созданы условия для монополизации товарного рынка калоприемников, установлены скрытые требования к участнику закупки - "обладание на дату заключения контракта товаром в количестве 876 406 штук, достаточном для удовлетворения 69% потребности страны в калоприемниках", "обладание складами на территории каждого субъекта РФ", "обладание транспортно-логистическими резервами, обеспечивающими возможность перевозки грузов во все субъекты РФ в сжатые сроки", за счет снижения штрафа за ненадлежащее исполнение контракта созданы условия для увеличения доходности поставщика-монополиста.
В соответствии ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика, осуществление закупки основывается на принципах открытости и прозрачности. Любой участник закупки вправе принять участие в электронном аукционе. К участникам закупки Заказчик предъявляет единые требования в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, условиями исполнения контракта предусмотрена обязанность поставщика привлечения к исполнению контракта организаций из числа СМП и СОНО в объеме 25 % цены контракта и право привлечения соисполнителей. Тем самым фактически поставка товара, осуществление организации пунктов приема будет производить не только поставщик по контракту, но и привлеченные организации. Кроме того, на запрос ценовой информации было подано 6-9 коммерческих предложений от потенциальных участников закупки, что может свидетельствовать о их готовности принять участие в закупке, а также об отсутствии ограничения конкуренции в закупке.
Комиссия на заседании комиссии установила, что заключение одного государственного контракта на поставку технических средств реабилитации на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе, что подтверждается письмом Федерального казначейства от 10.08.2023 N20-01-03/22469.
Довод признается необоснованным.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалоб, не представил.
Жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Забота" необоснованными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 ноября 2023 г. N ТО002/06/106-2348/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023