Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Форпост-Мед"
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Форпост-Мед" (18630/23, 18544/23, 18546/23, 18547/23, 18548/23, 18549/23, 18543/23 от 24.11.2023 ) на действия Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ при
определении поставщика путем проведения закупок N 0201100003823000550, 0201100003823000543, 0201100003823000542, 0201100003823000541, 0201100003823000540, 0201100003823000538, 0201100003823000544 "Поставка технических средств реабилитации (Специальные средства при нарушениях функций выделения) для обеспечения в 2024 году Получателей".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупкам N 0201100003823000550, 0201100003823000543, 0201100003823000542, 0201100003823000541, 0201100003823000540, 0201100003823000538, 0201100003823000544.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобах указывает, что пунктом 5 Положения предусмотрено, что Отделение осуществляет свою деятельность на территории Республики Башкортостан во взаимодействии с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, организациями, в том числе общественными организациями, а также физическими лицами. Отделения в регионе являются самостоятельными юридическими организациями, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, они являются самостоятельными Государственными Заказчиками. Они систематически и на протяжении более 20 лет существования данной госпрограммы осуществляли закупки в субъектах федерации и заключали контракты на поставку ТСР в рамках каждое Отделение фонда в своем субъекте. Соглашение о проведении совместной закупки заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и 44 Федеральным законом до начала осуществления закупки. Соглашение в составе документации отсутствует. К деятельности организатора совместного конкурса или аукциона в пределах полномочий, переданных в соответствии с соглашением, применяются положения настоящего 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок. В размещенном электронном аукционе в роли Заказчика выступает ОФСР по Республике Башкортостан как Государственный Заказчик с функциональными и финансовыми обязательствами по всем 89 территориальным Отделениям СФР. Ранее Отделение фонда всегда проводило закупки ТСР только для поставки в своем регионе - Республике Башкирии. Отделения СФР могут принимать участие либо в совместных закупках, либо в централизованных закупках. Указанная закупка не относится ни к совместной закупке, ни к централизованной закупке. Таким образом, у Заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан отсутствует возможность проведения закупки для 89 регионов и принимать за них бюджетные обязательства. Заказчик установил требования поставки технических средств реабилитации для инвалидов на территорию всей страны в короткие сроки, что существенно ограничивает количество участников аукциона, способных принять участие в закупке и исполнить государственный контракт. Объединение закупки привело к увеличению объема товара, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки и суммы обеспечения исполнения контракта, и только заведомо ограниченное количество участников могло бы исполнить условия ГК по всей РФ. В проекте контракта установлено требование к пунктам выдачи:
- в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 N527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи". В соответствии с проектом контракта Заказчик обязан:
- Оплатить поставленный Товар на основании отчетной документации, указанной в пункте 5.3 Контракта, в срок, установленный пунктом 6.6 Контракта.
- В срок не более 2 рабочих дней с даты подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара, но не ранее 01.01.2024, передать Поставщику реестр получателей Товара, которым Заказчик выдал направления. Количество направлений для получения Товара, выдаваемых Заказчиком, не должно превышать количества Товара, поступившего в субъекты Российской Федерации, в соответствии с календарным планом.
- При обнаружении несоответствия количества, ассортимента, комплектности и качества поставленного Товара условиям Контракта требовать устранения нарушений, в том числе замены Товара на Товар, соответствующий условиям Контракта.
- В случае смерти Получателя, включенного в реестр получателей Товара, который передан Поставщику, информировать о данном случае Поставщика в соответствии с поступившей информацией из органов записи актов гражданского состояния, а также в случаях отказа от Товара Получателя, невозможности получения Товара Получателем по каким-либо причинам на основании информации, полученной от Поставщика, осуществить замену данного Получателя на иного Получателя в срок не позднее 20 календарных дней с момента получения данной информации.
- Контролировать наличие Товара на складе Поставщика не менее 2 раз в месяц. Результаты контроля фиксировать в соответствующем акте, подписываемом представителями Заказчика и Поставщика.
- Осуществлять контроль за порядком и сроками поставки Товара, включая движение Товара на складе Поставщика, в том числе посредством мониторинга за перемещением поставляемого Товара в соответствии с подпунктом 3.3.14 пункта 3.3 Контракта.
- Осуществлять выборочную проверку поставляемого Товара. Выборочная проверка осуществляется Заказчиком до поставки Товара Получателям в течение 5 рабочих дней с даты получения от Поставщика информации о поступлении Товара в субъекты Российской Федерации, но не ранее 01.01.2024. Удаленно из другого региона Заказчиком предполагается исполнять указанные обязательства в надлежащие сроки, что не представляется возможным, также предавать обязанности по контракту частично, невозможно. В соответствии с ч.6. ст.95 ФЗ-44 в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику в полном объеме, также сопутствующая исполнению контракта обязанность размещать в ЕИС информацию о контракте, право требовать уплаты неустойки. Также необходимо учитывать, что при отсутствии в контракте условия о возможности передачи заказчиком своих прав и обязанностей по нему в случае перемены заказчика, необходимо получить согласие поставщика на такую замену. При этом передача государственным заказчиком своих прав и обязанностей по контракту должна осуществляться с учетом требований бюджетного законодательства. Цены по КП от Поставщиков, запрошенные Отделениями Фонда, были предоставлены по другим требованиям Фондов, и не соответствуют требованиям, которые указаны в опубликованной закупке. Появились новые требования к поставляемому товару, регионам поставки. Также в запросе цен был предусмотрен аванс 50%. В закупке аванс уменьшен в 5 раз до 10%, что существенно влияет на цену товара.
В соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Закупка технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий (далее - TCP и ПОИ) осуществляется территориальными органами Фонда в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 3 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в силу которого государственным заказчиком, в том числе признается орган управления государственным внебюджетным фондом, действующий от имени Российской Федерации и уполномоченный принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющий закупки для государственных нужд.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП Отделение СФР по Республике Башкортостан наделено от имени Фонда полномочиями по планированию и осуществлению закупок TCP, проводимых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Отделению СФР Республики Башкортостан как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год, с правом заключения государственных контрактов, их исполнения, в том числе приемки товаров, выполненных работ, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения государственных контрактов, для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации (далее - приказ). Заключение одного государственного контракта на поставку TCP на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе. Указанное подтверждается письмом Федерального казначейства от 10.08.2023 N20-01-03/22469.
В соответствии с Законом о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки исходя из потребности Заказчика в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения его функций и полномочий, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перед Социальным Фондом России стоит задача по исполнению принятых на себя социальных обязательств по обеспечению инвалидов TCP ежедневного потребления.
Заказчик осуществляет закупки TCP и ПОИ за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Обеспечение инвалидов TCP и ПОИ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилами обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) ПОИ, утвержденными правительством Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями" (далее - Правила).
Лица, признанные инвалидами, в соответствии с указанными Правилами на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы, обеспечиваются TCP и ПОИ, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". Предпосылками к размещению Закупки способствовали следующие обстоятельства и факторы.
Осуществление закупки с поставкой товара во все субъекты Российской Федерации обусловлено необходимостью достижения основного принципа контрактной системы: ответственности Заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, то есть при планировании и осуществлении закупок заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.
Кроме того, поставка товара во все субъекты Российской Федерации путем проведения аукциона в электронной форме является прозрачным открытым конкурентным способом закупки, отвечающим принципу эффективности осуществления закупок, проведение указанной закупки не противоречит действующему законодательству.
Отрасль по поставке специальных средств при нарушениях функций выделения не лицензируема, поэтому поставщиками могут выступать различные компании, деятельность которых не направлена на реабилитационные мероприятия инвалидов. Организованные территориальными органами СФР независимые экспертизы качества поставляемых TCP в рамках исполнения контрактов с большим падением при закупках показали, что поставщик обеспечивает инвалидов TCP ненадлежащего качества. Инвалиды, родители детей-инвалидов ожидаемо отказываются от предлагаемых TCP, и, как следствие, такие контракты исполняются не в полном объеме.
Данная закупка позволит повысить контроль качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов TCP в целях соблюдения требований пункта 5 Правил. Единый государственный контракт позволит избежать проблем, связанных с длительностью проведения закупочных процедур, когда в случае невыполнения исполнителями своих обязательств и при наличии необеспеченных инвалидов, территориальному органу Фонда необходимо было в сжатые сроки организовывать проведение новых конкурентных процедур (особенно в конце года). Централизованный контракт заключается для обеспечения инвалидов по всей стране и направлен на обеспечение TCP в установленные государственным контрактом сроки.
Проводимая конкурентная процедура направлена на обеспечение людей с ограниченными возможностями, что поможет им социализироваться в обществе и вести привычный для нас уровень жизни.
Осуществление данной закупки обусловлено потребностью отделений СФР в отдельных видах технических средств реабилитации и проводится в соответствии с основным порядком контрактования без учета требований статьи 25 Закона о контрактной системе.
Осуществление закупки основывается на принципах открытости и прозрачности. Любой участник закупки вправе принять участие в электронном аукционе. К участникам закупки Заказчик предъявляет единые требования в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, условиями исполнения контракта предусмотрена обязанность поставщика привлечения к исполнению контракта организаций из числа СМП и СОНО в объеме 25 % цены контракта и право привлечения соисполнителей. Тем самым фактически поставка товара, осуществление организации пунктов приема будет производить не только поставщик по контракту, но и привлеченные организации.
Сжатые сроки поставки товара установлены в целях обеспечения бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов в соответствии с Правилами, согласно которым срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление. Также нельзя согласиться с указанием Заявителя в жалобе на возможное ограничение конкуренции, связанных со способом получения TCP Получателями в местах, максимально приближенных к месту их жительства. Данный довод Заявителя является ошибочным, поскольку указанное не требует наличия сети филиалов, представительств, обособленных подразделений поставщика. Достаточно выдачу товара осуществлять в максимально приближенных к месту жительства Получателей, используя при этом оборудованные для этого кабинеты (рабочие места) не только Поставщика, но и соисполнителя.
Вышеуказанные условия предусмотрены типовым контрактом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.03.2019 N 144н.
В соответствии с пунктом 3.3.24. проекта государственного контракта установлена обязанность Поставщика, заключающаяся в предоставлении Получателям согласно реестру получателей Товара в пределах административных границ субъектов Российской Федерации право выбора одного из способов получения Товара:
-по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) Получателя в том числе службой доставки (почтовым отправлением) с документом/уведомлением о вручении, подтверждающим факт доставки Товара;
-в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 N527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
В связи с изложенным, условиями проекта государственного контракта (в том числе типового контракта) не предусмотрена обязанность использования филиалов, представительств, обособленных подразделений, оборудованных кабинетов непосредственно Поставщика.
Доводы заявителя о невозможности исполнения Заказчиком своих обязательств по контракту в надлежащие сроки в части оплаты товара, контроля наличия товара на складе, осуществления контроля за порядком и сроками поставки товара, осуществления выборочной проверки поставляемого товара являются несостоятельными, поскольку в Описании объекта закупки (приложение N 1 к контракту) указаны особые условия исполнения контракта, где подробно указано взаимодействие субъекта Российской Федерации, поставщика и заказчика.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта проводилось заказчиком в строгом соответствии с запросом цен, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок. При этом запрос цен содержал аналогичные сроки поставки и условия исполнения контракта, что и текущие закупки.
Запросом цен предусмотрено авансирование оплаты поставляемого товара. Условие авансирования также предусмотрено извещением о закупке и проектом государственного контракта. Размер аванса установлен в соответствии с законодательством о мерах по реализации бюджета. Учитывая высокий размер НМЦК в закупке, возрастает риск заказчика в связи с оплатой аванса и последующим неисполнением обязательств по контракту со стороны поставщика.
Следует заместить, что на запрос ценовой информации подано 6-9 коммерческих предложений от потенциальных участников закупки, что может свидетельствовать о их готовности принять участие в закупке, а также об отсутствии ограничения конкуренции в закупке.
В соответствии ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика,
Комиссия на заседании комиссии установила, что заключение одного государственного контракта на поставку технических средств реабилитации на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе, что подтверждается письмом Федерального казначейства от 10.08.2023 N20-01-03/22469.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалоб, не представил.
Жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Форпост-Мед" необоснованными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29 ноября 2023 г. N ТО002/06/106-2388/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023