Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ФКУ ФУАД Приуралье ФДА
- Якупов М.Р. (доверенность).
Заявитель: ООО "Смартрегион"
- В присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Смартрегион" (вх. 18820/23 от 29.11.2023) на действия Заказчика в лице ФКУ ФУАД Приуралье ФДА при определении поставщика путем проведения закупки N 0301100012723000050 "Оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на мосту через реку Белая
на км 1470+000 (левый, правый) автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, Республика Башкортостан".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно оценка заявки осуществлена не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301100012723000050.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В соответствии с ч.3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.11.2023 NПРОI1 заявке Заявителя присвоено 4 балла.
Комиссией установлено, что в Извещении Заказчика установлены следующие критерии оценки:
Критерий оценки: Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
В соответствии с пунктом 11 Положения оценка заявок по критерию оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями: а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов; б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 Положения, указываются без знака "минус"; в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается. |
Критерий оценки: Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Показатель оценки: Качественные характеристики объекта закупки Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: Характеристика N 1: Качество работ |
В отношении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" применяется показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" и детализирующий показатель (характеристика) "Качество работ". При оценке заявок по характеристике "Качество работ" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" оценивается представленное в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме предложение участника закупки в отношении объекта закупки. Оценивается детализация и проработка организационно-технических предложений по следующим показателям: - организация работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (раздел 1); - удовлетворение объёмов и сроков выполнения работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (раздел 2); - качество выполнения работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (раздел 3); - обеспечение безопасности при выполнении работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (раздел 4). Предложение участника закупки должно учитывать особенности объекта закупки, установленные в извещении об осуществлении закупки, отвечать требованиям, указанным в Описании объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении закупки, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в нем, и соответствовать требованиям, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Раздел 1 должен содержать предложения по организации работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности: - предложения по организации управления работами по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности, в том числе организация диспетчерской связи, плановых и внеплановых выездов; - предложения по соблюдению работниками исполнителя пропускного и внутриобъектового режимов, действующих на объектах транспортной инфраструктуры, оснащённых инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности; - предлагаемый алгоритм действий персонала исполнителя при штатной, нештатной и аварийной ситуациях, удовлетворяющий требованиям по прибытию специалистов на Объект в установленные сроки. Раздел 2 должен содержать предложения по удовлетворению объёмов и сроков выполнения работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности: - описание технологии и способов достижения устойчивого функционирования инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности, которые будут реализовываться при выполнении работ; - описание технологии и способов восстановления работоспособности элементов инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в установленные контрактом сроки; - описание технологии и способов организации обслуживания генераторных установок. Раздел 3 должен содержать предложения по качеству выполнения работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности: - предложения по организации контроля качества в целях соответствия уровню требований к качеству работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности, включая разрабатываемую для этой цели документацию; - предложения по ведению исполнительной и отчётной документации; - предложения по организации и внедрению мониторинга работы инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности. Раздел 4 должен содержать предложения по обеспечению безопасности при выполнении работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности: - предложения по соблюдению техники безопасности при выполнении работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности расположенных на проезжей части, на высоте и при работе с электроустановками; - предложения по организации работы с информацией ограниченного распространения (ДСП). Предложения о качестве выполняемых работ по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" может быть представлено участником закупки в произвольной форме в виде текста, схем, рисунков, таблиц, эскизов, фотографий и т.д. Оценка заявок по характеристике "Качество работ" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения по шкале оценки с установлением количества баллов от 0 до 100, присуждаемого за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. Наибольший балл присваивается заявке с лучшим предложением по характеристике "Качество работ" показателя "Качественные характеристики объекта закупки", соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта. Отсутствие в составе заявки на участие в закупке предложения в отношении объекта закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. |
На заседании комиссии было установлено, что комиссия Заказчика рассмотрела заявку в соответствии с порядком и требованиями, установленными в извещении о закупки.
В соответствии с ч.6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Заявители документы, доказательства о том, что конкурсная комиссия оценила заявки не в соответствии с порядком не представили.
Следовательно, жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
В соответствии с ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В развитие данной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение 2604).
В силу пункта 3 Положения 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 8 Положения 2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 24 Положения 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Между тем, в соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из системного анализа норм Закона N 44-ФЗ следует, что законом установлен единый порядок в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов (в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе).
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, а также указанные порядок является субъективным решением каждого члена комиссии.
Конкретный порядок ранжирования баллов внутри установленного критерия должен быть определен в Извещении о проведении конкурса. В противном случае, отсутствие механизма выставления баллов допускает возможность произвольного (необъективного) присвоения членами комиссии баллов за предложения участников, делая непрозрачными и непредсказуемыми условия конкурсного отбора.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Смартрегион" необоснованной.
2. Внеплановой проверкой в действиях Заказчика установлено нарушение ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 4 декабря 2023 г. N ТО002/06/106-2400/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023