Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства ГО г. Сибай РБ"
- в присутствии представителя.
Заявитель: ПАО "Ростелеком"
- в присутствии представителя.
Заинтересованное лицо: ООО "Энергокачество"
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ПАО "Ростелеком" (вх. 18821/23 от 29.11.2023)
на действия МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства ГО г. Сибай РБ" при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300467823000008 "Оказание услуг по проведению комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования электрической энергии системы освещения".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300467823000008.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено: в случае осуществления закупки ТРУ, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. При проведении предусмотренных Законом N 44-ФЗ электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона N 44-ФЗ соответственно (п. 7 Правил).Извещение о закупке содержит файл "Описание объекта закупки", содержащий Требования к техническим характеристикам осветительного оборудования.
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе, установленными заказчиком, вторая часть заявки должна содержать:5) характеристики товара, услуги, предлагаемые участником закупки, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, включая
- характеристики оборудования, указанные в соответствии с инструкцией;
- экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предлагаемая участником закупки. Вместе с тем, в извещении о проведении закупки в электронной форме с использованием ЕИС вышеуказанные характеристики не указаны, что противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки". Согласно п.31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, _., утв. Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона N 44-ФЗ соответственно. Таким образом, действия заказчика по ненадлежащему описанию объекта закупки (не в структурированной форме) ограничивают участников закупок, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны подавать предложение в отношении объекта закупки. По ошибочному мнению Заказчика, структурированное описание объекта закупки в ЕИС является правом заказчика, т.к. в период с 1 октября 2023 г. по 1 апреля 2024 г. формирование структурированного контракта является правом заказчика (п. 8 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145 (Заявитель ссылается на него в своем доводе), дополняется требованием о формировании характеристик описания объекта закупки, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44- ФЗ, посредством интерфейса единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки. Требования об указании функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристики объекта закупки всем заказчикам необходимо в структурированном виде вступают в силу с 1 октября 2023. При этом, п. 8 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ЗАКРЕПИЛ, что "В отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены с 1 октября 2023 года до 1 апреля 2024 года, заказчики вправе осуществлять предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) формирование проекта контракта без использования единой информационной системы в сфере закупок." Иными словами, структурированное описание объекта закупки в ЕИС, размещенной в период с 1 октября 2023 года до 1 апреля 2024 года, является правом Заказчика, а не его обязанностью. Открытый конкурс в электронной форме, ИКЗ 233026701244802670100100170027112247, размещен 31.10.2023 и содержит в составе извещения файл "Описание объекта закупки", который закрепил Требования к техническим характеристикам товара и услуги. При данной схеме осуществления закупки страна происхождения товара указывается в составе вторых частей через платформу площадки, а характеристика предполагаемого товара подаются Участником закупки отдельным файлом в соответствии с требованиями Описания объекта закупки, что полностью соответствует требованиям ст. 33 Закона N 44-ФЗ и Согласно п. 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, ...., утв. Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N656.
Данную позицию также подтверждает письмо Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944 "О размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок".
"Следует отметить, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);
документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения)." - что было сделано Заказчиком.
Комиссия установила, что структурированное описание объекта закупки в ЕИС, размещенной в период с 1 октября 2023 года до 1 апреля 2024 года, является правом Заказчика, а не его обязанностью.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в соответствии с ч.3 ст.43 Закона N44-ФЗ не допускается требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи. Также согласно с ч.5 ст.43 Закона N44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. Однако, в соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе, установленными заказчиком, вторая часть заявки должна содержать
5) характеристики товара, услуги, предлагаемые участником закупки, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, включая
- характеристики оборудования, указанные в соответствии с инструкцией;
- экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предлагаемая участником закупки. Согласно разъяснению от 17.11.2023 N РИ5 Заказчик считает, что документация в этой части не подлежит изменению по следующим основаниям. В силу того, что предметом закупки является услуга, целью которой является достижение экономии топливно-энергетических ресурсов за весь период действия контракта в размере не менее 5 694 287,20 кВт*ч электрической энергии (абз.3 п. 1 Описания объекта закупки) Заказчик установил в составе предоставления характеристик товара и требование к нему, в том числе, какую фактическую экономию в рамках поставляемой услуги товар должен обеспечить и это является существенным условием энергосервисного контракта. Определить данный показатель иными способами при заключении контракта невозможно. Между тем, требование заказчика предоставить в заявке на участие в закупке характеристику услуги, в частности, информацию об экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предлагаемой участником закупки, нарушает ч.1, ч.3 ст.42 Закона N44-ФЗ. Кроме того, извещение не содержит инструкции по заполнению в заявке данного показателя (требуется предоставить конкретное значение, диапазонное или иное).
Согласно пояснениям Заказчика, установлен минимальный размер экономии в описании объекта закупки, а также в обосновании НМЦК:
Наименование |
Установленное значение |
Размер экономии в натуральном выражении, кВт*ч |
Не менее 5 694 287,20 |
Процент экономии, в денежном выражении расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов который может быть уплачен победителю конкурса по контракту, % |
Не более 100% |
Таким образом, в соответствии с ч.2 ст. 33 Закона N44-ФЗ, для определения соответствия закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, участник закупки должен в составе заявки указать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (те. размер экономии не менее 5 694 287,20 кВт*ч). В соответствии с пунктом 1 Статьи 4 Федерального законоа от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
1) товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
Следовательно, с целью определения соответствия предложения участника закупки требованиям, установленным заказчиком в извещении, участник закупки должен указать конкретное значение, предлагаемой им экономии, которая должна составить не менее 5 694 287,20 кВт*ч. В соответствии с положениями Контракта и требованиями 108 ст. размер экономии по энергосервисному контракту определяется расчет-измерительным способом, на основании Методики утвержденной приказом Минэнерго. Экономия рассчитывается как базовое энергопотребление минус отчетное энергопотребление. И базовое и отчетное энергопотребление рассчитывается следующим образом. Таким образом, каждый потенциальный участник закупки формирует своё ценовое предложение опираясь именно на размер экономии, который напрямую зависит от мощности светильников, которые участник закупки предлагает использовать. Следовательно, указание в составе заявки размера экономии равносильно указанию мощности светильников, предлагаемых потенциальным исполнителем. 14. При заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Таким образом, размер экономии, предлагаемый Исполнителем, является ключевым существенным условием энергосервисного контракта, поскольку именно от этой величины формируются все остальные показатели, включая и цену контракта. При этом, технические средства ЭТП позволяют в составе 3-й части заявки указать исключительно предложение о сумме одной цифрой. Как видно из вышеописанных формул, предложение о сумме включает в себя 2 величины (размер экономии и процент распределения), предлагаемые Исполнителем, которые являются существенными условиями контракта. Таким образом, имея только предложение о сумме участника закупки, на этапе заполнения и подписания контракта, Заказчик математически не может определить размер экономии и процент распределения, которые предложил Исполнитель, т.к. вычислить 2 неизвестные из одного уравнения математически невозможно. С целью устранения возможных противоречий между сторонами на этапе подписания контракта, соблюдения принципов законности и прозрачности, Заказчик установил требование об указании размера экономии в составе второй части заявки, что не противоречит действующему законодательству и не нарушает требования ч. 1, ч. 3 ст. 42 Закона N44-ФЗ.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что пунктом 2.5 Описания объекта закупки установлены требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам шкафа управления АСУНО, включая требование к типу изделия - Щит монтажный, в виде показателя, значение которого не может изменяться. Такое требование ограничивает участников закупки, предложение которых содержит товар с типом изделия (в паспорте изделия) - шкаф управления, шкаф монтажный или другие, при этом соответствующие по остальным требованиям к характеристикам товара. Неизменяемость данного требования Заказчиком с учетом требований технического регламента или ГОСТа, своей конкретной потребности, в нарушение Закона N 44-ФЗ, не обоснована. Также описанием объекта закупки предусмотрено внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО), в том числе, монтаж и пусконаладка 117 шкафов управления (ШУ АСУНО). Требования к шкафам управления определены ГОСТ Р 59512-2021. Согласно разъяснению Заказчика от 27.11.2023 N РИ6, описание объекта закупки сформировано в соответствии с потребностями Заказчика. На рынке присутствует большой выбор оборудования, соответствующего требуемым показателям. Указанные положения документации о закупке, с учетом разъяснения Заказчика от 27.11.2023 N РИ6, вводят в заблуждение потенциальных участников и не позволяют сформировать заявку.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 2.5 Описания объекта закупки установлены требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам шкафа управления АСУНО, включая требование к типу изделия - Щит монтажный, в виде показателя, значение которого не может изменяться.
При формировании требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам шкафа управления АСУНО Заказчик руководствовался следующим нормативным документом: "Правила устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2".
Требования "Правил устройства электроустановок" являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 6.5.8.:
6.5.8. Для управления внутренним и наружным освещением могут использоваться аппараты управления, установленные в распределительных устройствах подстанций, распределительных пунктах питания, вводных распределительных устройствах, групповых щитках.
В соответствии с пунктами 6.1.4. и 6.1.5.:
4 Распределительная сеть - сеть от ВУ, ВРУ, ГРЩ до распределительных пунктов, щитков и пунктов питания наружного освещения.
5 Групповая сеть - сеть от щитков до светильников, штепсельных розеток и других электроприемников.
6 Групповой щиток - устройство, в котором установлены аппараты защиты и коммутационные аппараты (или только аппараты защиты) для отдельных групп светильников, штепсельных розеток и стационарных электроприемников.
Таким образом, ПУЭ строго предусмотрено использование именно Щитов (щитков) для установки коммутационных аппаратов (к которым относится и шкаф управления АСУНО), а не шкафов или каких- либо других товаров.
При этом, поскольку данный конкретный показатель сформирован в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации, то отдельное обоснование применения данного показателя не требуется. Как и было указано в разъяснениях положений извещения о закупке от 27.11.2023 N РИ6, на рынке присутствует огромный выбор оборудования, соответствующего требуемым показателям.
Примеры от крупнейших производителей:
Шиты монтажные купить оптом и в розницу в интернет-магазине ЭТМ iPRO (etm.ru)
Щит ЩМП купить по низкой цене (electromarket.su)
Шитки с монтажной панелью Н1МП купить по низкой цене - интернет-магазин ВсеИнструменты.ру (vseinstrumenti.ru)
Щиты с монтажной панелью (ЩМП) купить в "220 Вольт" (220-volt.ru)
Заявитель в жалобе не указал, как именно были ограничены его права как потенциального участника закупки, также, как и не представил доказательств ограничения конкуренции или невозможности принять участие в закупке.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что применение для оценки заявок по детализирующему показателю исполненных энергосервисных контрактов и/или договоров, в рамках которого осуществлялась поставка и монтаж светильников для системы наружного освещения и АСУНО. Согласно пп. "в" п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в порядке оценки и рассмотрения заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Между тем, Порядком оценки и рассмотрения заявок установлено: В рамках показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются следующий показатель, детализирующий показатель оценки: Общее количество исполненных участником закупки договоров. Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта: - оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (энергосервисный контракт), и/или договор, в рамках которого осуществлялась поставка и монтаж светильников для системы наружного освещения и АСУНО. Согласно разъяснению Заказчика от 27.11.2023 N РИ6 (п.3) к оценке будут приняты исполненные энергосервисные контракты, а также договоры, в рамках которых осуществлялась одновременно: поставка и монтаж светильников для системы наружного освещения и поставка и монтаж АСУНО. Таким образом, из Порядка оценки и рассмотрения заявок, с учетом разъяснения от 27.11.2023 N РИ6 (п.3), следует, что конкурсной комиссией будут оцениваться все энергосервисные контракты, тогда как, договоры поставки и монтажа светильников только для системы наружного освещения и АСУНО. Специфика установленного спорного требования Заказчиком не обоснована в разъяснении.
Учитывая изложенное, такая оценка опыта участника по энергосервисным контрактам не позволяет однозначно и объективно выявить лучшие условия.
Согласно пояснениям Заказчика, п.2.1, проекта контракта закреплено, что Предметом закупки является в рамках настоящего Контракта осуществление Исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на Объектах Заказчика путем реализации перечня ЭЭМ на Объектах Заказчика, а Заказчик оплачивает оказанные Исполнителем услуги за счет средств, полученных от экономии расходов Заказчика на оплату энергетических ресурсов. Объекты Заказчика - системы наружного освещения Заказчика, указанные в Приложении 1 к Техническому заданию (преамбула договора). Адресный перечень содержит данные по типу уличных светильников, расположенных на территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан. В описание объекта закупки Приложение N2 к энергосервисному контракту установлено, что Исполнителю в составе энергосберегающих мероприятий необходимо произвести, в том числе, демонтаж существующих светильников и монтаж новых светодиодных светильников, а также Внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО), в том числе, монтаж и пусконаладка 117 шкафов управления (ШУ АСУНО). Иными словами, в рамках выполнения энергосберегающих мероприятий Исполнитель обязан произвести поставку и монтаж не только УЛИЧНЫХ светильников, но произвести, монтаж и пусконаладку ИГУ АСУНО. Довод заявителя содержит, что "данное требование является спорным и ему не было данное обоснованное разъяснено и что такая оценка не позволяет однозначно и объективно выявить лучшие условия.".
Более того, сам же Заявитель в последнем абзаце своего довода отразил, что "Существенным для сопоставимости с предметом контракта является вид освещения - наружное освещение, в отношении исполняются энергосервисные мероприятия, направленные на достижение энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов."
Довод заявителя считаем необоснованным, более того Заявитель не ссылается на норму закона, которая была нарушен и просит дать разъяснение. С учетом требований части 4 статьи 24, статьи 32 Закона N 44-ФЗ, п. 3 и иных Положений об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, Законодатель наделил правом Заказчика самостоятельно выбирать критерий оценки. В данном случае Заказчиком применен критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, который включает в себя пп. "в", п. 24 ПП 2604:
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
Пунктом 25 Положения об оценке предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели. Таким образом, Положением предусмотрена возможность выбора из пяти показателей нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки". Выбор показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки, принадлежит заказчику.
Заказчик для оценки участников конкурсной процедуры установил, что к оценке принимаются договоры, оцениваемые по детализирующему показателю, сопоставимые с предметом контракта:
- оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (энергосервисный контракт), и/или договор, в рамках которого осуществлялась поставка и монтаж светильников для системы наружного освещения и АСУНО. Как было изложено выше, поставка и монтаж уличных светильников и шкафов АСУНО входит в предмет закупки и является его существенным условием. Критерии закупки составлены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в соответствии с пп. "в" п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в порядке оценки и рассмотрения заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Учитывая, что спецификой данной закупки является поставка и монтаж уличных светильников и шкафов АСУНО, данное условие требует определенной квалификации и навыка от исполнителя (проведение высотных работ, использование подъемника, организация дорожного движения в период проведения работ, работа в ТП, установка и подключение автоматики, организация пункта диспетчеризации и управления, установка и настройка программного обеспечения, работа с каналами связи и т.д.), данный вид работ отличается от монтажа системы внутреннего освещения. Предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе заинтересованным лицам, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, преиеде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки, что также подтверждает Решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2023 Дело N А13-9084/2023.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 (далее - Постановление N 636) в контракте должно быть указание начального и конечного срока достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периодов достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года. Согласно п. 2.2 проекта контракта начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении N 2 настоящего Контракта. Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении N 2 настоящего Контракта (было установлено оборудование), включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце. Также в п. 2.2 проекта контракта установлено, что периодом достижения доли размера экономии, является 1 (один) календарный месяц. Таким образом, в нарушение положений Постановления N 636 не установлен первый период достижения экономии. Кроме того, в противоречие п. 2.2 проекта контракта первый период достижения экономии превышает 1 (один) календарный месяц.
Согласно пояснениям Заказчика, В соответствии с п. 11 ПП 636 "О ТРЕБОВАНИЯХ К УСЛОВИЯМ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА) И ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА) (ЦЕНЫ ЛОТА)" энергосервисный контракт должен содержать начальный и конечный срок достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периодов достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года. п. 2.2. Проекта контракта закрепил, что Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении N 2 настоящего Контракта. Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении N 2 настоящего Контракта (было установлено оборудование), включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце. Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - 7 (Семь) лет с момента реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (с даты подписания последнего Акта сдачи-приемки оказанных услуг по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Приложение N 7). Специфика энергосервисного контракта состоит в том, что Исполнитель за счет собственных средств реализует перечень энергосберегающих мероприятий (демонтаж/монтаж светильников и шкафов АСУНО). Результатом данных мероприятий должна стать экономия энергетического ресурса, в данном случае электрической энергии на цели наружного освещения. Как и любой вид работ, энергосберегающие мероприятий должны быть сданы Заказчику, что должно быть подтверждено двусторонним подписанием Акта, в данном случае это Акт сдачи-приемки оказанных услуг по реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (этапа мероприятий) (Приложение N7).
Собственно говоря, подписание этого Акта говорит о том, что Исполнитель выполнил все энергосберегающие мероприятия должным образом, установил все необходимо оборудование (светильники и АСУНО), данное оборудование соответствует условиям технического задания и смонтировано должным образом, и, с момента подписания данного Акта можно начать учет экономии электрической энергии. Детальный механизм сдачи работ отражен в главе 6 Проекта контракта.
Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - 7 (Семь) лет с момента реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Все обязательные условия в соответствии с ПП 636 отражены в проекты контракта, довод Заявителя считаем необоснованным. 3.2. П. 2.2 проекта контракта установил, что первый период достижения экономии превышает 1 (один) календарный месяц. Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - 7 (Семь) лет с момента реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (с даты подписания последнего Акта сдачи-приемки оказанных услуг по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Приложение N 7). Дата подписания Акта сдачи-приемки оказанных услуг по реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (Акта, с которого начинается получение экономии энергетического ресурса) не известна. Она может быть серединой месяца. 7 лет - это 84 календарных месяца. Датой начала подсчета экономии энергоресурса считается дата, следующая за датой подписания Акта сдачи-приемки работ. В соответствии с п. 11 ПП 636 закреплено, что продолжительность периода достижения экономии не может быть менее одного месяца и более одного года. Контрактом установлено, что период достижения экономии является календарный месяц, при этом Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении N 2 настоящего Контракта (было установлено оборудование), включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце, что собственно говоря логично, так как с даты подписания Акта начинает свое исчисление 84 месяца получения экономии. При этом нужно понимать, что последний Акт экономии будет идти той же календарной датой, что и был подписан Акт сдачи-приемки, что в сумме будет составлять 1 месяц, что полностью соответствует требованием 6361111. Например, дата подписания Акта сдачи-приемки работ будет 20.03.2024, учет экономии будет начинаться с 21.03.2024, а последней датой учёта экономии по контракту будет 20.03.2031 г. Если начинать подсчет экономии с первого дня календарного месяца, следующего за датой подписания Акта сдачи-приемки работ, то срок энергосервисного контракта будет более чем 84 месяца (7 лет), определённых п. 12.1. Проекта контракта. Более того, расчет экономии ведется в соответствии с Приказом Минэнерго 67, без привязки к показаниям прибора учета, что с легкостью дает возможность выделить достигнутую экономию по дням. Учет "возможного" неполного месяца в первом Акте экономии включен исключительно в интересах Исполнителя контракта, так как это дает ему возможность получить возврат своих инвестиций раньше, чем если бы это начиналось с первого полного календарного месяца и делается это исключительно для того, чтоб условия энергосервисного контракта стали более привлекательными для потенциальных участников.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в соответствии с п. 3.4 Приказа Минэнерго России от 04.02.2016 N 67 "Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (далее - Приказ N 67) для определения мощности световых приборов на участках i-й категории выбираются контрольные световые приборы с одинаковыми техническими характеристиками (однотипные световые приборы), в которых будут проведены измерения мощности световых приборов (ламп и драйверов (балластов), исходя из условия, что измерения проводятся для 10% от всех световых приборов с одинаковыми техническими характеристиками (однотипных световых приборов), но не более 100 штук. Пунктом 6 Постановления N 636 установлено: В случае если после заключения контракта и до окончания реализации исполнителем перечня мероприятий исполнителем выявлены влияющие на объем потребления энергетического ресурса неполнота и (или) недостоверность сведений об объекте, представленных заказчиком, и (или) их несоответствие актуальным сведениям об объекте, и (или) несоблюдение требований, указанных в абзаце шестом настоящего пункта, не учтенные заказчиком при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, увеличение используемого для определения размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий осуществляется по соглашению сторон путем учета таких неполноты и (или) недостоверности, и (или) несоответствия, и (или) несоблюдения и соответствующего указанному увеличению размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса. При этом увеличение используемого для определения размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий допускается с соблюдением условий, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ, в объеме, приводящем к увеличению размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия, не более чем на 10 процентов. Таким образом, согласно требованиям Методики, измерения уже проведены Заказчиком для определения фактической мощности светильников, расчета потребления системы в базовом периоде и при формировании НМЦК. Между тем, в составе извещения отсутствуют протоколы замеров мощностей светильников. Кроме того, документация о закупке содержит избыточное требование к исполнителю контракта об измерении.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчиком было сформировано извещение о закупке основываясь на своих потребностях и в соответствии с положениями действующего законодательства. В том числе, как и было указано в разъяснениях положений извещения о закупке, возможность проведения измерения Исполнителем мощности существующих осветительных приборов с целью подтверждения предоставленной Заказчиком информации, предусмотрена для реализации права Исполнителя, предусмотренного п. 6 Постановления N 636 (п. 9 разъяснения), а именно: "В случае если после заключения контракта и до окончания реализации исполнителем перечня мероприятий исполнителем выявлены влияющие на объем потребления энергетического ресурса неполнота и (или) недостоверность сведений об объекте, представленных заказчиком, и (или) их несоответствие актуальным сведениям об объекте, и (или) несоблюдение требований, указанных в абзаце шестом настоящего пункта, не учтенные заказчиком при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, увеличение используемого для определения размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий осуществляется по соглашению сторон путем учета таких неполноты и (или) недостоверности, и (или) несоответствия, и (или) несоблюдения и соответствующего указанному увеличению размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса. При этом увеличение используемого для определения размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий допускается с соблюдением условий, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ, в объеме, приводящем к увеличению размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия, не более чем на 10 процентов." Таким образом, контрактом закреплена возможность Исполнителя осуществить повторные замеры мощности существующих ОП, и, в случае выявления отклонений от показателей, определенных Заказчиком, внести изменения в расчеты.
Довод признается необоснованным.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалоб, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Ростелеком" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 4 декабря 2023 г. N ТО002/06/106-2399/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023