Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: ГКУ РБ "Республиканский центр торгов"
Заказчик: ГКУ Управление капитального строительства
Заявитель: ООО "Урал Автоматизация"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Урал Автоматизация" (вх. 18899/23 от 30.11.2023) на действия Заказчика в лице ГКУ Управление капитального строительства при определении поставщика путем проведения закупки N
0801500001123001880 "Поставка интерактивного программно-аппаратного комплекса, для объекта "Реконструкция корпуса N 2 МАОУ "Гимназия N 1" с расположением дошкольных групп по адресу: г. Стерлитамак, ул. Ибрагимова, 1" (национальный проект "Образование")".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком и Уполномоченным учреждением была представлена информация по закупке N 0801500001123001880.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком целенаправленно выбран в извещении код ОКПД2 32.99.53.130, с целью не устанавливать в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 ограничения, а также указать дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ (например, 5 "Поддерживаемая спецификация Bluetooth 5.2", "Выходная мощность порта USB Type С PD Ватт
65", различное программное обеспечение и др.), т.к. интерактивные панели, находящиеся как в реестре промышленной продукции, так и в реестр российской радиоэлектронной продукции не обладают данными функциями. Соответственно возможность поставить российский товар у потенциальных участников отсутствует, следовательно, приоритет будет иметь товар иностранного происхождения. Выбор заказчиком неверного кода ОКПД2, т.е. определение объекта закупки и предмета контракта, является нарушением требований законодательства о контрактной системе. При таких обстоятельствах заказчик, установив дополнительные требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, нарушил требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7 Правил применения КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Так же пунктом 7 Правил применения КТРУ предусмотрено, что в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
Заказчик, проанализировав характеристики рассматриваемого товара, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг, сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность.
Согласно описанию позиции КТРУ 26.20.13.000-00000001 - 26.20.13.000 - 0000000023; 26.12.16.160-0000001 26.20.16.160.-00000012 не содержат характеристики, необходимые Заказчику для поставки товара с целью последующего применения его для оказания образовательных услуг. Исходя из этого, Заказчик не имел возможности применить указанные позиции Каталога КТРУ, так как позиции КТРУ не позволяют надлежащим образом определить необходимый Заказчику товар, а также учитывая, что достижение эффективности и результативности закупки невозможно в отсутствие надлежащего описания объекта закупки, соответствующего потребности Заказчика, Заказчиком в описании объекта закупки правомерно указаны характеристики товара в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2.
Заказчик определил код ОКПД2 32.99.53.130 - Приборы аппаратура и устройства учебные демонстрационные, что соответствует описанию объекта закупки. Рассматриваемый объект закупки подпадает под действие применения ограничений по статье 14 Закона о контрактной системе, в частности Приказа Минфина РФ от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2023 года N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 617 "Об ограничении допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В извещении об осуществлении закупки применены указанные нормативные правовые акты. Следовательно, действия заказчика при формировании лота и применении ограничений поставки товаров, происходящих из иностранных государств, осуществлены с соблюдением положений Закона о контрактной системе.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в связи с применением Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 и не применением Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 Фактически заказчик приобретает товар, имеющий собственную позицию с кодом ОКПД2, включенный в КТРУ. При этом заказчик по непонятным причинам в извещении устанавливает код ОКПД2 не для интерактивной панели (26.20.13), а для приборов, аппаратуры и устройств не связанных с электронной продукцией (32.99.53). И как следствие, выбирает ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, а не Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Поскольку код ОКПД2 для товара "Интерактивная панель" обязателен для применения, заказчик обязан был установить ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Однако, заказчик установил к закупке ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617. Объясняется это еще и тем, что постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 введена двухуровневая система допуска к закупкам радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень. В случае, если подана хотя бы одна заявка с предложением товара первого уровня, заказчик отклоняет все остальные (п. 3(1)). Заявитель намерен был предложить к поставке интерактивную панель BM Stark Baikal Pro+ 75, BMG.1082.00.000, реестровый номер 2455\13\2023, которая является радиоэлектронной продукцией первого уровня. Следовательно, все заявки второго уровня должны быть отклонены комиссией по осуществлению закупок. Однако, поскольку заказчиком не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 заявитель такой возможности лишается, а заказчик может беспрепятственно закупить товар иностранного производства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пояснениям Заказчика, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом сформировать объект закупки, чтобы закупить товары, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд. В процессе подготовки обоснования НМЦК к электронному аукциону Заказчиком был направлен запрос коммерческих предложений (Исх. N06/2023 от 17.11.2023 г.) в ответ на который были получены коммерческие предложения от ряда потенциальных поставщиков, готовых поставить товар, являющийся объектом закупки и полностью соответствующий требованиям технического задания. Также согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.12.2023 г. N0801500001123001880-2-1 на участие в данном аукционе было подано 3 (три) заявки. Заявки участников аукциона содержали предложения о поставке Интерактивных - программно аппаратных комплексов, страной происхождения которых является Российская Федерация, полностью соответствующих требованиям технического задания (описания объекта закупки) с различными товарными знаками.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчик необоснованно включил в состав одного лота поставку товара и установку программного обеспечения, чем ограничил конкуренцию и нарушил положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Действия заказчика, не установившего в извещении запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, и не разместившего обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия установила, что ограничение в соответствии с постановлением 1236 к данной закупке заказчиком не применяются в связи с тем, что в техническом задании (описание объекта закупки) отсутствует требование к предустановленной операционной системе. В описание объекта закупки установлены требования к функциональным возможностям интерактивного комплекса.
Довод признается необоснованным.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, нарушений Закона о контрактной системе не установила.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Урал Автоматизация" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 декабря 2023 г. N ТО002/06/106-2426/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023