Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ИП Клёмина Ольга Владимировна в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 49-2023 от 06.06.2023 на строительство парковочных мест у Дома культуры и ФАП по адресам: дер. Пеники, ул. Новая у домов 15 "в" и 33 на сумму 1 250 477,00 рублей (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 22.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.3. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращений Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 22.11.2023 обязательств по Контракту были выполнены частично, при том, что срок исполнения обязательств установлен Контрактом до 31.07.2023.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, на основании п. 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по "Строительству парковочных мест у Дома культуры и ФАП по адресам: дер. Пеники, ул. Новая у домов 15 "в" и 33" (далее - Объект), в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N1 к настоящему Контракту), сметой контракта (Приложение N2 к настоящему Контракту), определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения.
Согласно Контракта п 1.2. срок выполнения работ: Начало выполнения работ с момента заключения муниципального контракта. Окончание выполнения работ не позднее "31" июля 2023 г.
По Контракту Заказчик среди прочего обязан:
- 4.4.1. Оплачивать результаты фактически выполненных по контракту и принятых работ в размерах, установленных контрактом, графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии такого графика) с учетом графика выполнения работ (отдельных этапов исполнения контракта), который является неотъемлемой частью контракта, в соответствии с положениями части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе о сроках оплаты заказчиком выполненных работ.
- 4.4.7. Принять выполненные работы в порядке и сроки, предусмотренные контрактом;
При обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков, незамедлительно заявить об этом Подрядчику в письменной форме, назначив срок их устранения.
4.4.8. Участвовать в освидетельствовании скрытых работ.
По Контракту Участник среди прочего обязан:
- 4.1.1. Принять на себя обязательства выполнить работы по "Строительству парковочных мест у Дома культуры и ФАП по адресам: дер. Пеники, ул. Новая у домов 15 "в" и 33" (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ, который является неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ заказчику.
- 4.1.4. Представить по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по контракту.
- 4.1.7. Незамедлительно в письменном виде предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения работ в установленный в п. 1.2 контракта срок.
- 4.1.16. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством и Контрактом.
Согласно п 11.1. Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до "30" ноября 2023 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N 1 Описание объекта закупки
Приложение N 2 Смета контракта
Приложение N 3 График выполнения и оплаты работ
Приложение N 4 ЛОКАЛЬНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ N 01-02-23
Пунктом 5 Приложения N1 Контракта определено, что Заказчику необходимы следующие работы:
Общая площадь парковки: 443 м;
Протяженность укладки бортового камня: 88 пог.м.;
Общая протяженность дренажной системы: 46,4 пог.м.
N п/п |
Наименование работ |
Размеры / объем |
Примечание |
|
1. Подготовительные работы |
|
|
1. |
Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,25 м3, группа грунтов: 2 |
443*0,2=88,6+4,4=93 м3 |
|
2. |
Вывоз грунта на расстояние 1 км |
93*1,4=130,2 тонн |
|
|
2. Устройство основания |
|
|
3. |
Устройство подстилающих выравнивающих из песка |
443*0,1=44,3 м3 |
|
4. |
Устройство подстилающих выравнивающих из щебня м1200 (фр. 20-40) |
443*0,2=88,6 м |
|
5. |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из а/б крошки |
443*0,05=22,15 м3 |
|
|
3. Укладка бортового камня |
|
|
6. |
Установка бортовых камней бетонных: при других видах работ |
88 пог.м. |
БР100.30.15 |
|
4. Асфальтирование |
|
|
7. |
Розлив вяжущих материалов |
0,288 т |
|
8. |
Устройство покрытия толщиной 5 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
443 м |
Асфальт: Горячая плотная мелкозернистая тип Б марка II |
|
5. Водотведение |
|
|
9. |
Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из открытых лотков на обочинах |
46,4 пог.м=3 м |
Лоток водоотводной пластиковый Gidrolica Standart или эквивалент ЛВ-20.24,6.23,5 - пластиковый 45 шт. Решетка водоприемная Gidrolica Standart или эквивалент ЛВ-20.24.50 - щелевая чугунная ВЧ, кл.С250 91 шт. Крепеж пластиковый Gidrolica или эквивалент для лотка водоотводного пластикового/полимербетонного DN200, с винтом 10х50 91 шт Пескоулавливатель Gidrolica или эквивалент Standart ПУ-20.24,6.46 - пластиковый универсальный для лотков пластиковых DN150 и DN200 1 шт. Решетка водоприемная Gidrolica Point или эквивалент РВ-40.40 - пластиковая, кл.А15 1 шт. Дождеприемник Gidrolica Point или эквивалент ДП-40.40 - пластиковый 1 шт. Перегородка-сифон для дождеприемника Gidrolica Point или эквивалент ДП 40.40 - пластиковый 1 шт Корзина для дождеприемника Gidrolica Point или эквивалент ДП 40.40 - пластиковый 1 шт |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие обстоятельства.
Согласно доводам Заказчика в письменных документах.
25 мая 2023 года был проведен электронный открытый аукцион N 0145300027423000005 "Строительство парковочных мест у Дома культуры и ФАП по адресам: дер. Пеники, ул. Новая у домов 15 "в" и 33" по результатам которого (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от "25" мая 2023 года N 0145300027423000005) был заключен муниципальный контакт от "06" июня 2023 года N 49-2023.
ИП Клёмина О.В. в соответствии с п. 1.2 Контракта с момента заключения муниципального контракта и не позднее "31" июля 2023 г. обязана выполнить работы по "Строительству парковочных мест у Дома культуры и ФАП по адресам: дер. Пеники, ул. Новая у домов 15 "в" и 33.
Фактически подрядчик приступил к работам с нарушением установленных Контрактом сроков (Претензия от 10.07.2023 N802). Принимая во внимание, что первый аукцион не состоялся (не было подано ни одной заявки), на второй аукцион вышел только один участник, Подрядчик на выездных совещаниях гарантировал полное выполнение работ, администрация готова была принять работы в поздние сроки. Когда стало явным, что работы выполнить нельзя выполнить с должным качеством из-за снежных осадков было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке письмо исх. от 22.11.2023 N1334.
На сегодняшний день из цены Контракта в 1 250 477,00 рублей стоимость исполненных обязательств составляет 487 528,80 рублей.
Ввиду того, что Подрядчик к оставшейся части работ не приступал, то Заказчик правомерно действовал, со своей стороны.
Заказчик подчеркнул, что на основании вышеизложенного решение об одностороннем отказе считает законным и обоснованным, по вопросу соразмерности меры в виде включения в РНП Заказчик оставил его на усмотрение Комиссии Ленинградского УФАС.
Подрядчик представил Комиссии Ленинградского УФАС следующую позицию.
Сразу после заключения Контракта, Участник приступил к обязательствам.
10.07.2023 Участник получил от Заказчика претензию N802 о ненадлежащем исполнении Контракта.
Вместе с тем, в ходе производственных совещаний на объекте, Участником и Заказчиком были выявлены непредвиденные работы, связанные с поступлением грунтовых вод на парковки и несоответствием документации фактическому состоянию объекта.
Так в процессе выполнения работ в рамках Контракта выявилась техническая необходимость производства дополнительных работ: разборка бортового камня, разборка асфальтобетонного покрытия, а также для улучшения конструктивных характеристик основания парковок - устройство прослойки из нетканого синтетического материала.
Кроме того, необходимо было увеличить объем работ по установке бортового камня и выполнить работы по подготовке примыканий к существующему покрытию из асфальтобетона для качественного выполнения работ по устройству асфальтобетонного покрытия парковок в целом, что вызвало незначительное увеличение объема работ по асфальтированию.
В результате переговоров с Заказчиком была достигнута договоренность из изменении работ раздела 5 Локальной сметы (Приложение N2 к Контракту), а именно "Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из открытых лотков на обочинах" поскольку установлена невозможность водоотвода низко залегающих грунтовых вод.
Заказчиком было принято решение о производстве Участником работ по устройству дренажа с укладкой дренажных и водоотводящих труб и установкой дренажных колодцев (без производства вышеуказанных дополнительных работ не был бы достигнут результат, обеспечивающий эксплуатационную устойчивость объекта в целом и их неисполнение грозило бы годности результата работ по Контракту).
В связи тем, что возникла необходимость в видах работ, не предусмотренных Контрактом, Заказчиком осуществлена закупка по дополнительным работам как у единственного поставщика (подрядчика).
А именно, с Подрядчиком заключен Муниципальный контракт на выполнение работ N 81-2023 года от 18 октября 2023 года на Строительство парковочных мест у Дома культуры и ФАП по адресам: дер. Пеники, ул. Новая у домов 15 "в" и 33 (дополнительные работы) на сумму 538 316 рублей 00 копеек со конечным сроком выполнения работ по контракту 11.12.2023.
Без окончания работ в соответствии с п.п.1-14 Технического задания (Приложение N 1 к Муниципальному контракту N 81-2023 от 18.10.2023 года) произвести основные работы по устройству оснований и покрытий на парковках по основному контракту не представлялось возможным.
Дополнительные объемы работ, касающиеся работ по парковкам и работы по устройству конструктивных слоев дорожных одежд парковок в соответствии с основным Контрактом, исполнены Подрядчиком 14.11.2023.
Работы по МК N 81-2023 года от 18.10.2023 г. предъявлены к приемке Заказчику в полном объеме 08.12.2023. на сумму 538 316 рублей 00 копеек.
Действительно, Подрядчик не выполнил работы по устройству асфальтобетонного покрытия парковок, однако это связанно не с желанием сорвать обязательства перед Заказчиком, а в связи с неблагоприятными для качественного устройства асфальтобетонного покрытия погодными условиями (с конца ноября 2023 произошло установление отрицательных температур и наличие снежного покрова, а также промерзание нижних слоев основания).
Таким образом, для достижения цели Контракта работы выполнялись подрядчиком с учетом решений Заказчика и по согласованию с ним (часть работ отменена, часть добавилась), однако предвидеть вышеуказанное при заключении Контракта Предприниматель не мог, а оставшаяся часть работ (устройству асфальтобетонного покрытия) не выполнена из-за объективных факторов, связанных с погодными условиями.
Подрядчиком 27.11.2023 по средствам ЕИС подан документ о приемке, с приложением Акта сдачи-приемки выполненных работ КС-2, справки о стоимости работ по форме КС-3, Фотоотчета, ведомости объемов работ, которые считаются его неотъемлемой частью и подписаны Заказчиком 01.12.2023. Сумма выполненных работ по основному Контракту составила 487 528,80 рублей. Заказчику предоставлена исполнительная документация (Общий журнал работ, акты на скрытые работы, фотоотчет, сертификаты и паспорта на используемый материал)
Учитывая указанные выше обстоятельства, действия Подрядчика не были направлены на умышленное уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Предприниматель просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 22.11.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Участника дополнительно пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы как в установленный срок, так и действительно после установленного Контрактом срока, однако он стремился закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что задержка связанна с различными сложностями (которые в том числе не связанны с самим Участником), в первую очередь изменение работ при их производстве и заключение дополнительного контракта, однако даже выявив их Участник готов был взаимодействовать с Заказчиком. Исполнитель подчеркивал, что качество и аккуратность работ - первоочередная задача, так как Исполнитель специализируется на данном виде работ;
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, что не свидетельствует о его намерении Участника выполнить работы некачественно и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым отметить, что принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно окончание срока выполнения работ Исполнителем установленного в Контракте, в течение которого Заказчику не был передан результат, являющийся предметом Контракта в полном объеме.
Поскольку Участник не выполнил работы в установленные сроки, то ссылки на данные обстоятельства, применительно к несогласию с односторонним отказом, не принимаются.
Тем не менее, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Участником условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Предпринимателю гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник исходя из последующих выводов настоящего решения.
2) Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник приступил к работам, часть обязательств исполнил, а Заказчик принял ее и оплатил, в ходе совместных совещаний выявилась необходимость изменения видов и объемов работ, что привело к подписанию иного контракта по тому же объекту, Предприниматель стремился согласовать возникшую ситуацию, неоднократно просил содействия Заказчика и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество, Заказчик ставился в известность, по мере завершения работ - результат передавался, при этом Участник был заинтересован в выполнении.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Стороны знали о имеющихся необходимости корректировки и согласовании видов работ, чего объективно не мог предвидеть Участник на этапе подписания Контракта.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Такое намерение и желание исполнить работы, являются для Комиссии доказательством стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
То есть, Комиссия исходит из того, что в обязанность Заказчика входит полно, достоверно и подробно определить результаты работ в документации исходя из своих потребностей, в данном случае предоставить исходные данные для возможности выполнение работ.
В обязанности Участника входит надлежащим выполнить работы.
Последующее наступление неблагоприятного (холодного) периода для исполнения обязательств по устройству асфальтобетонного покрытия стало следствием того, что необходимые корректировки требовали более значительного временного интервала, нежели срок исполнения обязательств по Контракту.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что Предприниматель сталкивался со сложностями, информировал о них Заказчика и пытался исполнить обязательства, что, по мнению Комиссии, не свидетельствует о необходимости задействования дополнительной ответственности в виде санкции о включении сведений о нем в РНП.
3) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ИП Клёмина Ольга Владимировна в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 декабря 2023 г. N 047/10/104-4091/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023