Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видео-конференц-связи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Всеволожская клиническая межрайонная больница":
в отсутствие представителей по доверенности от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14324-ИП/23 от 01.12.2023) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (МНН: НАТРИЯ ХЛОРИД) для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2023 году.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 21.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из содержания жалобы следует, что аукционной комиссией неправомерно было принято решение о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.11.2023 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Заказчику необходим к поставке следующий лекарственный препарат "НАТРИЯ ХЛОРИД раствор для инфузий, 0.9%," - объем наполнения - 600* мл, данное требование установлено извещением об осуществлении закупки. Дополнительно заказчик указал, что иные объемы наполнения первичной упаковки не принимаются в заявке участников торгов, далее к поставке, так как в соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации N 1380 от 15 ноября 2017 г. требуемый объем наполнения первичной упаковки препарата указан в соответствии с потребностью Заказчика, определенной спецификой оказания медицинской помощи пациентам в учреждении, для достижения максимального терапевтического эффекта. Исходя из информации, содержащейся в приложенных регистрационных удостоверениях и заявке, участником предлагается к поставке "НАТРИЯ ХЛОРИД раствор для инфузий, 0.9%," - объем наполнения - 300 мл, что не соответствует потребности заказчика, отраженной в извещении об осуществлении закупки".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка лекарственных препаратов (МНН Натрия хлорид) для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2023 году.
Из описания объекта закупки следует, что заказчику необходим к поставке в том числе следующий лекарственный препарат "НАТРИЯ ХЛОРИД раствор для инфузий, 0.9%," 600* мл.
Также из описания объекта закупки следует, что иные объемы наполнения первичной упаковки не принимаются в заявке участников торгов, далее к поставке, так как в соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации N 1380 от 15 ноября 2017 г. требуемый объем наполнения первичной упаковки препарата указан в соответствии с потребностью Заказчика, определенной спецификой оказания медицинской помощи пациентам в учреждении, для достижения максимального терапевтического эффекта.
Комиссия установила, Заказчиком в извещении установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (лечения пациентов и проведения наилучшей медицинской манипуляции).
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Более того, Заказчик является медицинской организацией и в своей деятельности в первую очередь руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Одним из таких принципов является качество медицинской помощи.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Изучив заявку подателя жалобы, Комиссия установила, что участником предложен к поставке "НАТРИЯ ХЛОРИД раствор для инфузий 9 мг/мл 300 мл N 28", что не соответствует требованиям заказчика, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Заявитель в доводах указывает, предлагаемый заявителем кратный объём позволяет достигать того же терапевтического эффекта, что и испрашиваемый заказчиком на торгах. В Техническом задании заказчика отсутствует обоснование необходимости закупки лекарственного препарата с конкретным объемом наполнения первичной упаковки 600 мл. Отсутствуют указания на стандарты лечения, утвержденные Министерством Здравоохранения РФ, по лечению той или иной конкретной нозологии, имеющей специфику лечения, требующую растворения какого-либо лекарственного препарата в натрия хлорида в 600 мл. Кроме того, обращаем внимание, что в государственном реестре зарегистрированных лекарственных средств отсутствуют зарегистрированные лекарственных препараты, в описании инструкций которых прописано растворение в натрия хлорид объёме наполнения первичной упаковки 600 мл.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика предоставил следующие пояснения:
"Учитывая многопрофильность Всеволожской КМБ, необходимы разные дозировки/объемы физиологического раствора НАТРИЯ ХЛОРИД.
Непосредственно объем 600 мл используется в отделении реанимации и койках интенсивной терапии при гипововолемическом состоянии пациентов (данное состояние является состоянием, угрожающем жизни и здоровью пациентов), где важна непрерывность скорости инфузии, т.е. смена закончившегося флакона ЗОО мл на следующий флакон ЗОО мл невозможна. для непрерывности вливания инфузии необходим объем именно 600 мл.
А также НАТРИЯ ХЛОРИД объемом в 600 мл используется в операционной во время проведения артроскопии, цистоскопии и сосудистых манипуляциях.
Во время операции физиологический раствор при помощи лапароскопичекой стойки через специальную систему - помпу подается непосредственно пациенту (в полость сустава/мочевой пузырь и тд). Подкачивание физиологического раствора происходит помпой автоматически - прерывание вливания раствора не допустимо. Объем 600 мл - самый востребованный и необходимый объем при проведении операций, когда жизнь и здоровье пациента крайне уязвимы.
Заказчик также обращает внимание Комиссии, что в Реестре лекарственных средств содержится как минимум два завода производителя, выпускающих физиологический раствор объемом НАТРИЯ ХЛОРИД в объеме 600 мл., что отражено Заказчиком в тарифном методе расчета начальной (максимальной) цены контракта".
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), Комиссия пришла к выводу, что заявка Заявителя правомерно отклонена аукционной комиссией Заказчика в соответствии с положениями извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе. В указанных действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Концерн "МИР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 декабря 2023 г. N 047/06/49-4056/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023