Резолютивная часть решения объявлена 07.12.2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении обращения путем использования видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от индивидуального предпринимателя "..." (далее - ИП "..." исполнитель):
- "..." действующая на основании доверенности от 22.11.2023 года N 4,
при участии в рассмотрении обращения в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тувинский государственный университет" (далее - заказчик, ФГБОУ ВО "ТувГУ"):
- "..." действующая на основании доверенности от 07.03.2022 года N 9,
- ИП "..." по паспорту,
рассмотрев обращение (вх. N 4627/23 от 30.11.2023 года) ФГБОУ ВО "ТувГУ"
о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "..." (667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Островского, д. 10 кв. 2, ИНН: 170106371010, ОГРНИП: 320170000000752, дата присвоения ОГРНИП 15.12.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100006323000003 "Оказание услуг по уборке помещений", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 01.12.2023 года N 312/23 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки аукциона в электронной форме N 0312100006323000003.
В заседании Комиссии Тывинского УФАС России 06.12.2023 года был объявлен перерыв до 07.12.20233 года 14 часов 00 минут в связи с поступившим ходатайством государственного заказчика об отложении дела, о чем стороны уведомлены письмом от 06.12.2023 года N АО/4161/23.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
Согласно письменным (вх. N 4687-ЭП/23 от 05.12.2023 года) и устным пояснениям ИП "..." и представителя по доверенности "..." следует, что обязательства по государственному контракту исполнялись в соответствии с условиями контракта надлежащим образом, на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года направлялось возражение от 22.11.2023 года исх. N 19, а также не согласившись с принятым решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года ИП "..." подано исковое заявление в Арбитражный суд Республики Тыва о признании недействительным решения от 13.11.2023 года, которое принято к производству суда (дело N А69-3948/2023).
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-57/2023, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
ФГБОУ ВО "ТувГУ" в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.02.2023 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100006323000003 "Оказание услуг по уборке помещений", начальная (максимальная) цена контракта: 7 571 135,66 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312100006323000003 от 22.02.2023 года до окончания срока подачи ценовых предложениях поступило 4 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
113579240 |
5 829 774,38 руб. |
понижение |
113549753 |
5 867 630,06 руб. |
понижение |
113586146 |
7 533 279,98 руб. |
понижение |
113558999 |
7 571 135,66 руб. |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312100006323000003 от 06.03.2023 года заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0312100006323000003, победителем признан участник закупки N 113579240 (ИП "...").
21.03.2023 года между ФГБОУ ВО "ТувГУ" и ИП "..." заключен государственный контракт N 2 "Оказание услуг по уборке помещений".
24.08.2023 года ФГБОУ ВО "ТувГУ" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года, и в соответствии с частью 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе указанное решение отменено.
13.11.2023 года ФГБОУ ВО "ТувГУ" повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, данное правило не распространяется в связи с тем, что ранее ФГБОУ ВО "ТувГУ" уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года, которое было отменено заказчиком.
Однако, данное обстоятельство не может служить однозначным выводом о включении в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку, как указано выше, контрольный орган в сфере закупок обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года является предметом судебного разбирательства (номер арбитражного дела А69-3948/2023), инициатором которого выступает непосредственно ИП "...", следовательно, между заказчиком и исполнителем возник гражданско-правовой спор относительно исполнения условий указанного контракта.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что антимонопольный орган не уполномочен разрешать гражданско-правовые споры, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что обстоятельство, изложенное в обращении ФГБОУ ВО "ТувГУ", не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года принято 13.11.2023 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 14.11.2023 года, о чем ИП "..." извещена 14.11.2023 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 25.11.2023 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 13.11.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "..." в адрес Тывинского УФАС России поступило 30.11.2023 года, то есть с нарушением установленного срока на 2 рабочих дня, что является нарушением части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правил,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тувинский государственный университет" в отношении индивидуального предпринимателя Куулар Дозураш Владимировны (667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Островского, д. 10 кв. 2, ИНН: 170106371010, ОГРНИП: 320170000000752, дата присвоения ОГРНИП 15.12.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 2 от 21.03.2023 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100006323000003 "Оказание услуг по уборке помещений", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тувинский государственный университет" нарушение части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения срока направления обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в контрольный орган в сфере закупок.
Председательствующий Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 12 декабря 2023 г. N 017/06/104-57/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023