Резолютивная часть объявлена 15 декабря 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<...> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в отсутствие представителей заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ г. Курска), в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙ" (далее - ООО "ПРОФСТРОЙ"), уведомленных в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0818010336, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/4259/23 от 12.12.2023 г., при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "ПРОФСТРОЙ" (адрес: 305005, Курская область, г. Курск, пр-кт Вячеслава Клыкова, д. 83, кв. 168; ИНН: 4632295740), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 11.12.2023 г. (вх. N6088-ЭП/23) поступило обращение заказчика - Комитета ЖКХ г. Курска о включении сведений в отношении ООО "ПРОФСТРОЙ" (адрес: 305005, Курская область, г. Курск, пр-кт Вячеслава Клыкова, д. 83, кв. 168; ИНН: 4632295740) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N0344300069023000330 от 02.08.2023 по предмету: N0344300069023000330 от 02.08.2023 по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N 2 по ул. Менделеева, д. 59А" (реестровый номер контракта 34629050300 23 000044).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
12.07.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0344300069023000330 для нужд заказчика по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N 2 по ул. Менделеева, д. 59А", проект контракта, ИКЗ: 233462905030046320100100540544399243.
Начальная (максимальная) цена контракта - 712 986 руб. 59 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2023 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО "ПРОФСТРОЙ" (идентификационный номер заявки A-114592).
В силу ч.4 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
02.08.2023 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска и ООО "ПРОФСТРОЙ" был заключён контракт N0344300069023000330 от 02.08.2023 по предмету: N0344300069023000330 от 02.08.2023 по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N 2 по ул. Менделеева, д. 59А" (реестровый номер контракта 34629050300 23 000044) на сумму 601 770 руб. 00 коп.
Из сведений официального сайта ЕИС следует, что цена контракта, предложенная победителем закупки составила 601 770 руб. 00 коп., что ниже НМЦК на 111 216 руб. 59 коп.
При таких обстоятельствах, ООО "ПРОФСТРОЙ" приняло участие, предложив наиболее низкую цену, торговалось, снижение составило 15.6 %..
Пунктом 3.1. Контракта определено: "Календарные сроки выполнения работ определены сторонами:
Сроки выполнения работ: в течение 147 календарных дней со дня заключения контракта".
Согласно п. 3.3. Контракта: "Место выполнения работ: г. Курск, ул. Менделеева, д. 59А, кв. 2.
Работы выполняются в один этап".
В соответствии с п. 4 Контракта: "Стороны и представитель Заказчика, осуществляющий контроль за выполнением работ, которым является муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" (г. Курск, ул. Ленина, д. 2), (далее по тексту "Инспекция") перед началом работ назначают своих представителей, ответственных за обеспечение проведения работ. Каждая из Сторон в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения Контракта обязана предоставить другой Стороне информацию о лицах, уполномоченных представлять ее интересы во взаимоотношениях с другой Стороной в целях исполнения Контракта, в том числе подписывать от ее имени документы, связанные с исполнением Контракта (далее - Представитель), с указанием в отношении каждого из таких лиц сведений о занимаемой должности, фамилии, имени и отчества (последнее - при наличии), а также контактном номере телефона с приложением оригиналов доверенностей.
Стороны обязуются письменно в течение 3 (трех) рабочих дней уведомлять друг друга об изменениях в составе Представителей (в том числе об изменении или прекращении их полномочий) с приложением документов, подтверждающих полномочия данных лиц".
Согласно п. 4.1 Контракта: ""Подрядчик" принимает на себя обязательство:
сообщить "Заказчику", Муниципальному казенному учреждению "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" о начале производства работ;
выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом;
исполнять полученные в ходе работ указания "Заказчика", если они не противоречат условиям настоящего контракта;
гарантировать качество выполненных работ по настоящему контракту;
немедленно известить "Заказчика" и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
возможных неблагоприятных для "Заказчика" последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
обстоятельств, угрожающих годности и прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок;
обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ;
оформлять и представлять "Заказчику" все акты на выполненные работы надлежащим образом заверенные, прошитые, пронумерованные и скрепленные печатями сторон;
выполнить в полном объеме иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом".
В соответствии с п. 5.1 и п. 5.2 Контракта: "Представителем Заказчика является муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" (г. Курск, ул. Ленина, д. 2), (далее по тексту "Инспекция".
Контроль за исполнением работ осуществляет "Инспекция".
В п. 2.1 технического задания (Приложение N3 к Контракту) являющегося неотъемлемой частью Контракта: "Производство работ Подрядчиком выполняется в следующей последовательности:
В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта, Подрядчик обязан предоставить и согласовать с Заказчиком и Инспекцией следующие документы:
- график выполнения работ (с обозначением основных видов работ).
- распорядительный документ о назначении ответственного лица за производство Работ и уведомить Заказчика в письменной форме;
- регламент по обеспечению охраны труда на объекте в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 883н об утверждении правил по охране труда в строительстве;
- регламент по соблюдению пожарной безопасности на объекте.
- согласовывает с Заказчиком (его представителем), Инспекцией, конечным потребителем цвет, колеровку, фактуру используемых материалов для осуществления работ.
Заказчик согласовывает в течение 1 (одного) рабочего дня документы, указанных в п. 2.1. или направляет мотивированный отказ от согласования представленных документов".
14.11.2023 МКУ "Городская инспекция ЖКХ" направило в адрес Общество письмо N4747/Инс 01-07 в котором указано, что "В ходе осуществления контроля за выполнением работ сотрудниками МКУ "Городская инспекция ЖКХ" выявлено, что толщина стеклопакетов в установленных оконных блоках (4x14x4x12x4) меньше толщины, указанной в локальном сметном расчёте (4x14x4x14x4), который является неотъемлемой частью контракта.
Кроме того, согласно п. 5.5 муниципального контракта подрядчик обязан уведомить МКУ "Городская инспекция ЖКХ" о необходимости приёмки выполненных работ, подлежащих закрытию. Однако, работы по ремонту штукатурки оконных откосов и огрунтовке полов перед устройством стяжки из самовыравнивающейся смеси МКУ "Городская инспекция ЖКХ" предъявлены не были". Согласно акту технического осмотра муниципальной квартиры N2 по ул. Менделеева, д. 59 "а" от 10.11.2023 г., выявленные Заказчиком замечания Обществу необходимо было устранить в срок до 20.11.2023 г.
20.11.2023 г. МКУ "Городская инспекция ЖКХ" направило в адрес Заказчика письмо N4832/Инс 01-07 от 20.11.2023 г. в котором было указано, что "В ходе осуществления контроля 16.11.2023 за выполнением работ сотрудниками МКУ "Городская инспекция ЖКХ" установлено, что подрядная организация к устранению ранее выявленных замечаний не приступила". При таких обстоятельствах, Заказчиком осмотр муниципальной квартиры N 2 по ул. Менделеева, д. 59 "а" осуществлен 16.11.2023 г., тогда, как в ранее составленном акте от 10.11.2023, срок устранения недостатков указан по 20.11.2023, таким образом Заказчиком срок для устранения Обществом недостатков был сокращен.
Заказчиком в материалы дела были представлены Акты проверки хода выполнения работ по муниципальному контракту N 0344300069023000330 от 24.11.2023 г. и от 08.12.2023 г.
По состоянию на дату 27.11.2023 ООО "ПРОФСТРОЙ" обязательства по контракту исполнены не были, в связи с чем Заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска 27.11.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как подтверждается материалами дела, нарушения, установленные в Акте проверки хода выполнения работ по муниципальному контракту N 0344300069023000330 от 24.11.2023 г. были Подрядчиком частично устранены, что подтверждается информацией, содержащейся в акте от 08.12.2023 г..
Из материалов дела следует, что 01.12.2023 г. МКУ "Городская инспекция ЖКХ" направило в адрес Заказчика письмо N5025/Инс 01-07 от 01.12.2023 г. в котором было указано следующее: "В ходе осуществления контроля 27.11.2023 и 30.11.2023 за выполнением работ сотрудниками МКУ "Городская инспекция ЖКХ" установлено, что ранее выявленные замечания в срок до 20.11.2023 не устранены.
Кроме того, 27.11.2023 подрядная организация выполнила работу по устройству стяжки пола в ванной комнате без предварительной подготовки поверхности (разборка покрытия полов из керамических плиток, демонтаж стяжки). Скрытые работы к освидетельствованию МКУ "Городская инспекция ЖКХ" не предъявлены.
Одновременно сообщаем, что с 28.11.2023 ремонтные работы подрядчиком не ведутся".
При этом, 11.12.2023 г. МКУ "Городская инспекция ЖКХ" направило в адрес Заказчика письмо N5164/Инс01-07 от 11.12.2023 г. из которого следует, что "В ходе осуществления контроля 08.12.2023 за выполнением работ сотрудниками МКУ "Городская инспекция ЖКХ" установлено, что замечания, указанные в акте проверки хода выполнения работ от 24.11.2023 устранены частично:
- выполнен ремонт штукатурки оконных откосов;
- выполнен демонтаж покрытия полов из керамической плитки;
- выполнен демонтаж стяжки из самовыравнивающейся смеси;
- не выполнена замена стеклопакетов в оконных блоках;
- не предъявлена огрунтовка полов;
- после устройства стяжки из самовыравнивающейся смеси на поверхности полов имеются перепады и неровности более 2 мм, что не соответствует СНиП 3.04.01-87".
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается, что ООО "ПРОФСТРОЙ" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано, подписано и размещено с использованием единой информационной системы 27.11.2023, получено Подрядчиком - 27.11.2023.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого решения - 27.11.2023 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 08.12.2023 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается, что Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "ПРОФСТРОЙ" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
В ходе рассмотрения Комиссии, представитель Заказчика не представила иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Учитывая, что Подрядчиком в материалами дела представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения подпунктов пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "ПРОФСТРОЙ" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙ" (адрес: 305005, Курская область, г. Курск, пр-кт Вячеслава Клыкова, д. 83, кв. 168; ИНН 4632295740) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20 декабря 2023 г. N РНП-46-804
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023