Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБДОУ детский сад N 18 Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "АЗГАРД" (далее - Участник): представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31971-ЭП/23 от 06.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по проектированию капитального ремонта здания ГБДОУ детский сад N 18 Курортного района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200048722000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию капитального ремонта здания ГБДОУ детский сад N 18 Курортного района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200048722000019) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 252 183,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АЗГАРД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АЗГАРД" заключен государственный контракт N 0372200048722000019001 от 14.11.2022 (далее - Контракт) на сумму 1 252 183,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АЗГАРД".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по проектированию капитального ремонта здания ГБДОУ детский сад N 18 Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в срок с момента заключения Контракта по 01.03.2023 (п.п. 1.6, 1.7 Контракта).
Однако по состоянию на 20.11.2023 Работы не были выполнены Участником, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
29.11.2023 Участник разместил посредством Официального сайта письмо с просьбой не расторгать контракт и рассмотреть возможность изменения его условий для возможности продолжения Работ, перечислил виды работ, которые уже были им завершены, а также причины, по которым ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге" не согласовало раздел "Технические решения".
По состоянию на 01.12.2023 нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АЗГАРД" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 01.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник представил письменные объяснения, в которых указал, что ненадлежащее исполнение Контракта со стороны ООО "АЗГАРД" обусловлено обстоятельствами, находящимися вне контроля ООО "АЗГАРД".
Согласно письменным объяснениям Участника, ООО "АЗГАРД" полностью завершены работы по разработке разделов Система электроснабжения, Отопление, вентиляция и кондиционирование, Внутренние системы водоснабжения и канализации, Структурированные кабельные системы. ООО "АЗГАРД" также разработан раздел "Технологические решения", который согласовывался в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" (далее - Центр гигиены) (запрос на согласования направлен в июле и более месяца рассматривался Центром гигиены, запрашивались дополнительные документы и информация, далее 22 августа заключен контракт на проведение экспертизы).
В итоговом заключении Центра гигиены в качестве замечания указано, что набор технологического оборудования пищеблока не соответствует требованиям п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, п. 2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Вместе с тем технологическое оборудование подбиралось с учетом интересов Заказчика и площади помещений. При этом площадь помещений не позволяет разместить согласованное с Заказчиком оборудование с учетом требований СанПиН и СП.
Имеющееся на рынке оборудование с учетом габаритов и требований СанПиН и СП не может разместиться на той площади помещений, которая имеется у Заказчика, что приводит к невозможности согласования раздела "Технологические решения".
Таким образом, положительное заключение экспертизы не получено и не может быть получено в виду обстоятельств, которые находятся вне контроля ООО "АЗГАРД". Данная информация Заказчику доводилась.
ООО "АЗГАРД" не отказывается от выполнения Работ, предусмотренных Контрактом, Заказчик не возражает против завершения Работ, однако в силу того, что выделенные денежные средства будут возвращены в бюджет, Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "АЗГАРД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "АЗГАРД" предпринимались активные действия, направленные на исполнение Контракта, а включение ООО "АЗГАРД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АЗГАРД" (ИНН: 2373019569), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2023 г. N РНП-78-1758/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2023