Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
ООО "Наследие" (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32089-ЭП/23 от 07.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения "Мастерская модельная и гвоздильная", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Заводы Ижорские Адмиралтейские" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, бульвар Победы, д. 1 (извещение N 0172200002123000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектной документации по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения "Мастерская модельная и гвоздильная", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Заводы Ижорские Адмиралтейские" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, бульвар Победы, д. 1 (извещение N 0172200002123000014) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 14 813 279,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2023 N ИЭОК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "Наследие".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Наследие" заключен государственный контракт N 0172200002123000014 от 27.03.2023 на сумму 12 950 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Наследие".
К заседанию Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по корректировке проектной документации по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения "Мастерская модельная и гвоздильная", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Заводы Ижорские Адмиралтейские" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, бульвар Победы, д.1 (далее - Работы).
В соответствии с п.2.2.3 Контракта, Подрядчик обязан завершить выполнение Работ, включая согласование проектной и рабочей документации и предъявить результат выполненных Работ и исполнительную документацию Заказчику не позднее 26.11.2023.
Заданием на выполнение работ по Контракту предусмотрено в том числе:
- получение согласования разработанной проектной документации с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП СПб) (в т.н. получение положительного заключения историко-культурной экспертизы);
- получение согласования разработанной проектной документации с АО "ГСР ТЭЦ", АО "ГСР Водоканал", СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр";
- получение положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости в СПБ ГАУ "Центр государственной экспертизы" и положительного заключения государственной экспертизы о соответствии результатов инженерных изысканий и проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористичеекой защищенности объекта, заданию Заказчика.
В соответствии с п.5.2.2 Контракта, Заказчик вправе осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ, не вмешиваясь в оперативно- хозяйственную деятельность Подрядчика.
График производства работ по Контракту представленный ООО "Наследие" письмом от 19.07.2023 N 014/23 согласован Заказчиком 02.08.2023 (письмо N 01- 22/588/23-0-1).
В соответствии с п.5.3.5 Контракта Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Государственного заказчика, устранять обнаруженные им недостатки или иные отступления от условий настоящего Контракта.
28.09.2023 Подрядчику была направлена претензия о нарушении графика производства Работ.
05.10.2023 Подрядчику была направлена повторная претензия о нарушении графика производства Работ.
19.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе От исполнения Контракта.
24.10.2023 Решение об одностороннем отказе было размещено в единой информационной системе.
26.10.2023 Подрядчиком направлена на согласование Заказчику разработанная проектная документация в эл. виде.
26.10.2023 Подрядчиком начаты Работы по проведению государственной историко- культурной экспертизы.
02.11.2023 Подрядчиком направлена на согласование Заказчику часть разработанной проектной документации.
03.11.2023 Подрядчик письмом N 029/23 уведомил Заказчика о получении положительного заключения историко-культурной экспертизы и передачи документации на рассмотрение в КГИОП СПб (вх. КГИОП от 03.11.2023 N 01-24-2894/23- 0-0), а также гарантировал получение предусмотренных Контрактом согласований и прохождение экспертиз в предусмотренные Контрактом сроки.
03.11.2023 Заказчиком принято решение об отмене не вступившего в силу решения от 19.10.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
07.11.2023 Подрядчиком направлена на согласование Заказчику часть разработанной проектной документации.
14.11.2023 Проектная документация с замечаниями была возвращена Подрядчику для доработки.
17.11.2023 Подрядчик письмом уведомил Заказчика о том, что начало выполнения Работ по прохождению государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости планируется на 18.12.2023, ожидаемый срок - 40 рабочих дней. Тем же письмом Подрядчик уведомил об ожидаемых сроках получения согласований АО "ГСР Водоканал", СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" - до 25.12.2023.
22.11.2023 Подрядчик письмом N22-11-1/23 уведомил Заказчика о необходимости направить запрос о выдаче технических условий в СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр".
Учитывая срок действия контракта и сроки получения согласований и прохождения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости, окончание Работ в срок становится явно невозможным.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.9 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
К заседанию Комиссии УФАС Участника пояснил, следующее.
Для начала работ по комплексным научным исследованиям Заказчику была направлена программа работ со схемами вскрытий и исследовательских шурфов и получено согласование.
Согласованная программа работ была направлена в КГИОП для получения разрешения работ в рамках комплексных научных исследований (заявление N55566153 от 19.07.2023 г., рег. N 01-26-2018/23-0-0 от 19.07.2023 г), на что было получено разрешение от КГИОП (рег. N 01-26-2018/23-0-1 от 25.07.2023 г).
До получения разрешения Подрядчиком были выполнены работы полном объеме, что подтверждается согласование предварительных работ и комплексных научных исследований.
Заказчику были направлены эскизные предложения планировочных решений объекта для согласования и разработки раздела Технологические рекомендации и Архитектурные решения, которые являются основанием для разработки последующих разделов документации.
По результатам рабочих совещаний и внесений корректировок в рабочем порядки, Заказчиком было согласовано эскизное предложение и раздел Технологические решения.
В процессе разработки эскизного предложения возник вопрос о необходимости разработки специальных технических условий по пожарной безопасности и расчет пожарных рисков.
В ходе выполнения комплексных научных исследований (работ по архитектурным обмерам и обмерам конструкций) было установлено, что на второй этаж здания ведут 3 лестницы: Л-2 (металлическая наружная в северной части здания), ЛК-1 (винтовая в центральной части здания) и ЛК-2 (шириной 1 м в центральной части здания).
Для зданий данного класса согласно пункта 7.13 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", лестница 3 типа Л-2 (металлическая наружная, эвакуационная в северной части здания) может использоваться в качестве второго эвакуационного выхода, однако обязательно должна быть лестница 1 типа с шириной марша не менее чем 1,35 м в качестве основного эвакуационного выхода. Лестницы ЛК-1 и ЛК-2 этим условиям не соответствуют.
Так как здание является объектам культурного наследия федерального значения, Подрядчик в процессе проектирования не может изменять конфигурацию лестниц, пробивать новые проемы в фасадных стенах для организации дополнительных лестниц, менять конструктивные и пространственные характеристики здания, которые относятся к предметам охраны данного объекта культурного наследия.
В сложившейся ситуации, для соблюдения норм пожарной безопасности и сохранения конструктивных и пространственных характеристик здания необходимо выполнить работы по разработке и согласованию специальных технических условий по пожарной безопасности и работы по расчету пожарного риска.
В связи с тем, что данные работы не включены в Задание на выполнение работ (приложение N1 к Контракту) Подрядчик предложил рассмотреть вопрос включения указанных работ в Задание на выполнение работ (приложение N1 к Контракту) и заключения соответствующего дополнительного соглашения к Контракту.
На основании этого было направлено письмо Заказчику, на что был получен ответ, что данный вид работ будет проведен отдельной закупкой.
После проведения обследования по согласованной программе Подрядчиком было установлено наличие в Задании к Контракту работ по разработке проектной документации в подвале здания, относящего к другому объекту культурного наследия "Контора заводская", а также были запрошены у Заказчика задание и распоряжение на данный объект, на что было получено письмо от 02.08.2023 с необходимыми данными.
Для формирования пакета документов для прохождения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации у Заказчика были запрошены выписки из ЕГРП на рассматриваемый объект, предоставленные Заказчика.
Для выполнения актуализации инженерно-геологических изысканий Заказчику было направлено письмо со схемой расположения скважин, на что было получено согласование.
Для окончания работ по разработке раздела План земельного участка, Подрядчиком по доверенности был запрошен актуальный градостроительный план земельного участка. 09.10.2023 актуальный градостроительный план был получен и 09.10.2023 направлен в адрес Заказчика.
Письмом от 02.11.2023 Заказчику была направлена проектная документация в бумажном виде.
Проектная документация была передана для проведения государственной историко-культурной экспертизы 15.10.2023, о чем было сообщено Заказчику. В отношении проектной документации был получен Акт положительной государственной историко-культурной экспертизы.
Проектная документация и Акт ГИКЭ были предоставлены в КГИОП на рассмотрение и согласование.
Для получения согласования от СПб ГКУ "ГМЦ" было направлено письмо N 031/23 от 08.11.2023, на что был получен отказ в связи с тем, что документы должны были быть направлены непосредственно Заказчиком.
Указанные обстоятельства были доведены до сведения Заказчика.
Письмом N037/23 от 17.11.2023 Подрядчик уведомил Заказчика, что согласно п.п. 28.5 пункта 28 Задания на выполнение работ (приложение No1 к Контракту) загрузка сметной документации для прохождения и получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении "Центр государственной экспертизы" запланирована не позже 18.12.2023.
Регламентные срок рассмотрения и согласования - 40 рабочих дней.
Получение согласования от СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" не позже 25.12.2023.
Получение согласования от ГСР "Водоканал" не позже 25.12.2023.
Письмом N01-22-936/23-0-1 от 21.11.2023 потребовал предоставить исправленную проектную документацию и принять все меры для ее согласования до 15.12.2023.
Письмом N041/23 от 23.11.2023 Подрядчик направил Заказчику в соответствии с п.9 Задания на выполнение работ (приложение N 1 к Контракту) на согласование разработанную Подрядчиком в соответствии с Контрактом проектную документацию в печатном виде, за исключением сметной документации, которая находится в разработке.
22.11.2023 Подрядчик предложил направить запрос о выдаче технических условий в СПб ГКУ "ГМЦ", а также сообщил Заказчику, что Подрядчиком была направлена документация на согласование в СПб ГКУ "ГМЦ".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Наследие" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Наследие" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Наследие" (ИНН: 7804593160), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2023 г. N РНП-78-1768/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023