Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ КГУ "Дирекция по закупкам Комитета по здравоохранению" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
ООО "Про-финанс" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32309-ЭП/23 от 07.11.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности для нужд учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по здравоохранению в 2024 году. Лот N 1 (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.11.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200219623000390. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 944 773, 84 рубля.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Пунктом 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 30 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие условия:
"Для оценки по характеристике квалификации участников закупки N1 (Наличие монтажников слаботочных систем охраны и безопасности) показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется наибольшее значение количества специалистов в соответствии с пп. б) п. 20 Положения.
Осуществляется оценка количественного значения у участников закупки специалистов со следующими должностями и/или профессиями: "монтажник слаботочных систем охраны и безопасности"; "электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке"; "электромонтер охранно-пожарной сигнализации"; "электромонтажник-наладчик"; "электромеханик электрического оборудования"; "монтер электрического оборудования". Специалисты должны соответствовать установленным действующим профессиональным стандартом "Монтажник слаботочных систем охраны и безопасности" минимальным требованиям: общее среднее образование и профессиональное обучение - программы подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих или среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих); профессиональное обучение по утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации программам по повышению квалификации (при наличии); допуск к выполнению работ в электроустановках III или IV или V группы; прохождение обучения мерам пожарной безопасности; прохождение инструктажа по охране труда; опыт практической работы не менее одного года в области монтажа слаботочных систем охраны и безопасности и представлены подтверждающие документы. Дополнительное условие: допуск к выполнению работ на высоте 1 или 2 группы.
Оценка заявок осуществляется по формуле:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки.
Профильное (профессиональное) образование специалиста*: 2.08.01.16 "Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке".
Перечень информации и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию у участника закупки:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников.
Документы, подтверждающие квалификацию специалистов Участника закупки:
копия диплома (свидетельства) о среднем профессиональном образовании по программам подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих или программам переподготовки рабочих, служащих либо копия документа о прохождении специалистом дополнительного профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
копия документа о прохождении специалистом дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации (при наличии);
для подтверждения опыта практической работы в области монтажа слаботочных систем охраны и безопасности не менее одного года - информация о работе специалиста в организации, занимающейся монтажом слаботочных систем охраны и безопасности, с указанием названия организации, в которой специалист осуществлял или осуществляет свою трудовую деятельность, наименования объекта, где осуществлялся монтаж слаботочных систем охраны и безопасности, количество лет опыта работы специалиста в области монтажа слаботочных систем охраны и безопасности, по рекомендуемой форме "Перечень специалистов" (приложение N3 к предложению по квалификации участника) Приложения N 3 к Извещению о закупке или иным образом,
удостоверение по электробезопасности III или IV или V групп допуска,
копии, следующих документов, подтверждающих группу по электробезопасности:
- действующего протокола проверки знаний правил работы в электроустановках, подтверждающая присвоение представляемому Участником закупки специалисту группы по электробезопасности, подписанного комиссией федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами),
либо
- Приказа Участника закупки о формировании комиссии по проверке знаний, состав которой соответствует пункту 58 Приказа Минэнерго России от 22.09.2020 N 796 "Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации" (далее - Приказ Минэнерго N 796) (в случае, если группа по электробезопасности присвоена специалисту Участника закупки 01.09.2022 года и позже) или пунктам 1.4.30-1.4.32 Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее - Приказ Минэнерго N 6) (в случае, если группа по электробезопасности присвоена специалисту Участника закупки до 01.09.2022 года), а также копию протокола проверки знаний правил работы в электроустановках, подписанного комиссией федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами) и подтверждающего присвоение одному из членов комиссии Участника закупки по проверке знаний группы по электробезопасности, дающей право на присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности специалисту Участника закупки, или копию документа, которым такому члену комиссии присвоена (подтверждена) группа по электробезопасности, дающая право на присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности специалисту Участника закупки. В последнем случае присвоение (подтверждение) члену комиссии группы по электробезопасности должно быть подтверждено набором документов, соответствующих Приказу Минэнерго N 796 и/или Приказу Минэнерго N 6, подтверждающих присвоение члену комиссии Участника закупки группы по электробезопасности, который должен содержать копию протокола проверки знаний правил работы в электроустановках, подписанного комиссией федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами), сотрудника Участника закупки, дающего право присваивать (подтверждать) группы безопасности иным сотрудникам Участника закупки;
копия действующего на дату подачи заявки удостоверения о допуске к работам на высоте в соответствии с Приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 года N 782н,
копия действующего протокола или выписки из протокола заседания экзаменационной комиссии по программе "Обучение персонала, выполняющего работу на высоте",
копии документов, подтверждающих прохождение обучения мерам пожарной безопасности (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"):
- копии документов, подтверждающих обучение лиц мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа согласно требованиям приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806: порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности; документ о квалификации должностного лица, на которого в организации возложена трудовая функция по проведению противопожарных инструктажей (удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, разработанным на основании программ, приведенных в приложениях N 1, N 2, N 3 и N 5 к приказу МЧС России от 5 сентября 2021 года N 596 или диплом о среднем или высшем профессиональном образовании по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность" или свидетельство о независимой оценке квалификации в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", в период действия свидетельства о квалификации или действующий документ об обучении минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года N 645 (если обучались минимуму пожарно-технических знаний до 01.03.2022 г.); программы вводного и первичного противопожарных инструктажей; журнал учета противопожарных инструктажей,
либо
- копии документов, подтверждающих обучение лиц мерам пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования: диплом о среднем или высшем профессиональном образовании по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность",
копии документов, подтверждающих прохождение инструктажа по охране труда:
- протокол проверки знания требований охраны труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда",
либо
- действующее удостоверение по проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (если обучались до 1 сентября 2022 года).
Сведения об обученных по охране труда лицах с 1 марта 2023 года должны быть включены в реестр обученных по охране труда лиц, который ведет Минтруда РФ: https://akot.rosmintrud.ru/sout/Statistics/veducatedperson.
Участнику рекомендуется также представить информацию о специалистах - реестр специалистов, который должен содержать следующую информацию: указание на детализирующий показатель оценки, в рамках которого предоставляется специалист, сведения: о должности специалиста, об образовании специалиста, об опыте практической работы, о наличии допусков к работе, указанных выше и местонахождении подтверждающих документов для каждого специалиста.
Баллы начисляются в случае, если заявка содержит все предусмотренные по показателю подтверждающие документы и информацию, если их предоставление является обязательным. Все предоставляемые в рамках показателя подтверждающие документы должны предоставляться в форме электронных документов или в форме электронных образов полных бумажных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру.
В случае не предоставления какого-либо из перечисленных документов и/или информации (обязательных для предоставления) в отношении каждого из специалистов, комиссия не засчитывает наличие баллов по показателю.
Для предоставления информации в рамках данного показателя по детализирующим показателям оценки рекомендуется использовать форму "Перечень специалистов" (приложение N3 к предложению по квалификации участника) Приложения N 3 к Извещению о закупке.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати (при наличии).
При оценке Заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные Участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части Заявки на участие в электронном конкурсе.
Непредоставление в составе второй части Заявки на участие в электронном конкурсе одного, нескольких или всех таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако специалист-работник не будет оцениваться комиссией.
Представленные копии документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, в случае несоответствия их должности не будут считаться документальным подтверждением наличия у Участника закупки специалистов и иных работников, их квалификацию, необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки. Такой специалист-работник не будет оцениваться комиссией.
*указана область образования, используемая для реализации профессиональных образовательных программ образования в соответствии с действующим ОК 009-16 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию". Определение соответствия специальностей дипломов о профессиональном образовании государственного образца предыдущих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, осуществляется согласно разъяснениям (приказам, письмам) Минобрнауки России (Минобразования России).
Определения понятиям "профессиональная переподготовка" и "повышение квалификации" даны в ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации и срок освоения программ профессиональной переподготовки определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
Профессия - система теоретических и практических знаний и навыков, которые приобретены при получении специального образования или специальной подготовки.
Должность - служебное положение, которое сотрудник занимает в организации, предприятии, коллективе на момент выполнения своих трудовых обязанностей.
Для оценки по характеристике квалификации участников закупки N 2 (Наличие инженеров-электроников) показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется наибольшее значение количества специалистов в соответствии с пп. б) п. 20 Положения.
Осуществляется оценка количественного значения у участников закупки специалистов со следующими должностями и/или профессиями: "Инженер-электроник"; "Инженер по эксплуатации радиоэлектронных средств"; "Электроник"; "Инженер"; "Ведущий инженер"; "Начальник службы"; "Начальник подразделения", "Руководитель группы"; "Начальник участка"; "Начальник отдела"; "Руководитель проекта"; "Руководитель Участника закупки". Специалист должен соответствовать установленным действующим профессиональным стандартом "Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник)" минимальным требованиям: высшее образование - специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области эксплуатации радиоэлектронных средств, допуск к выполнению работ в электроустановках II или III или IV или V группы, обучение мерам пожарной безопасности, инструктаж по охране труда, опыт практической работы не менее трёх лет инженером-электроником (опыт эксплуатации и/или технического обслуживания и/или текущего ремонта радиоэлектронных комплексов) и представлены подтверждающие документы. Дополнительное условие: допуск к выполнению работ на высоте 1 или 2 группы.
Оценка заявок осуществляется по формуле:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки.
Профильное (профессиональное) образование специалиста*: 2.11.04.01 "Радиотехника", 2.11.04.03 "Конструирование и технология электронных средств", 2.11.05.01 "Радиоэлектронные системы и комплексы", 2.11.05.02 "Специальные радиотехнические системы", 2.11.05.03 "Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга".
Перечень информации и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию у участника закупки:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников.
Документы, подтверждающие квалификацию специалистов Участника закупки:
копия диплома (свидетельства) о высшем профессиональном образовании (специалитет, магистратура);
копия документа о прохождении специалистом дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации в области эксплуатации радиоэлектронных средств;
для подтверждения опыта практической работы инженером-электроником (опыт эксплуатации и/или технического обслуживания и/или текущего ремонта радиоэлектронных комплексов) не менее трёх лет - информация о работе специалиста инженером-электроником (в области эксплуатации и/или технического обслуживания и/или текущего ремонта радиоэлектронных комплексов), с указанием названия организации, в которой специалист осуществлял или осуществляет свою трудовую деятельность инженером-электроником, наименования объекта, где осуществлялась эксплуатация и/или техническое обслуживание и/или текущий ремонт радиоэлектронных комплексов, количество лет опыта работы специалиста инженером-электроником (в области эксплуатации и/или технического обслуживания и/или текущего ремонта радиоэлектронных комплексов), по рекомендуемой форме "Перечень специалистов" (приложение N3 к предложению по квалификации участника) Приложения N 3 к Извещению о закупке или иным образом,
удостоверение по электробезопасности II или III или IV или V групп допуска,
копии, следующих документов, подтверждающих группу по электробезопасности:
- действующего протокола проверки знаний правил работы в электроустановках, подтверждающая присвоение представляемому Участником закупки специалисту группы по электробезопасности, подписанного комиссией федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами),
либо
- Приказа Участника закупки о формировании комиссии по проверке знаний, состав которой соответствует пункту 58 Приказа Минэнерго России от 22.09.2020 N 796 "Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации" (далее - Приказ Минэнерго N 796) (в случае, если группа по электробезопасности присвоена специалисту Участника закупки 01.09.2022 года и позже) или пунктам 1.4.30-1.4.32 Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее - Приказ Минэнерго N 6) (в случае, если группа по электробезопасности присвоена специалисту Участника закупки до 01.09.2022 года), а также копию протокола проверки знаний правил работы в электроустановках, подписанного комиссией федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами) и подтверждающего присвоение одному из членов комиссии Участника закупки по проверке знаний группы по электробезопасности, дающей право на присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности специалисту Участника закупки, или копию документа, которым такому члену комиссии присвоена (подтверждена) группа по электробезопасности, дающая право на присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности специалисту Участника закупки. В последнем случае присвоение (подтверждение) члену комиссии группы по электробезопасности должно быть подтверждено набором документов, соответствующих Приказу Минэнерго N 796 и/или Приказу Минэнерго N 6, подтверждающих присвоение члену комиссии Участника закупки группы по электробезопасности, который должен содержать копию протокола проверки знаний правил работы в электроустановках, подписанного комиссией федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами), сотрудника Участника закупки, дающего право присваивать (подтверждать) группы безопасности иным сотрудникам Участника закупки;
копия действующего на дату подачи заявки удостоверения о допуске к работам на высоте в соответствии с Приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 года N 782н,
копия действующего протокола или выписки из протокола заседания экзаменационной комиссии по программе "Обучение персонала, выполняющего работу на высоте",
копии документов, подтверждающих прохождение обучения мерам пожарной безопасности (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"):
- копии документов, подтверждающих обучение лиц мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа согласно требованиям приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806: порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности; документ о квалификации должностного лица, на которого в организации возложена трудовая функция по проведению противопожарных инструктажей (удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, разработанным на основании программ, приведенных в приложениях N 1, N 2, N 3 и N 5 к приказу МЧС России от 5 сентября 2021 года N 596 или диплом о среднем или высшем профессиональном образовании по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность" или свидетельство о независимой оценке квалификации в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", в период действия свидетельства о квалификации или действующий документ об обучении минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года N 645 (если обучались минимуму пожарно-технических знаний до 01.03.2022 г.); программы вводного и первичного противопожарных инструктажей; журнал учета противопожарных инструктажей,
либо
- копии документов, подтверждающих обучение лиц мерам пожарной безопасности по программам дополнительного профессионального образования: диплом о среднем или высшем профессиональном образовании по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность",
копии документов, подтверждающих прохождение инструктажа по охране труда:
- протокол проверки знания требований охраны труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"
либо
- действующее удостоверение по проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (если обучались до 1 сентября 2022 года).
Сведения об обученных по охране труда лицах с 1 марта 2023 года должны быть включены в реестр обученных по охране труда лиц, который ведет Минтруда РФ: https://akot.rosmintrud.ru/sout/Statistics/veducatedperson.
Участнику рекомендуется также представить информацию о специалистах - реестр специалистов, который должен содержать следующую информацию: указание на детализирующий показатель оценки, в рамках которого предоставляется специалист, сведения: о должности специалиста, об образовании специалиста, об опыте практической работы, о наличии допусков к работе, указанных выше и местонахождении подтверждающих документов для каждого специалиста.
Участнику следует также представить информацию о специалистах - реестр специалистов, который должен содержать следующую информацию: указание на детализирующий показатель оценки, в рамках которого предоставляется специалист, сведения: о должности специалиста, об образовании специалиста, об опыте практической работы, о наличии допусков к работе, указанных выше и местонахождении подтверждающих документов для каждого специалиста.
Баллы начисляются в случае, если заявка содержит все предусмотренные по показателю подтверждающие документы и информацию, если их предоставление является обязательным. Все предоставляемые в рамках показателя подтверждающие документы должны предоставляться в форме электронных документов или в форме электронных образов полных бумажных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру.
В случае не предоставления какого-либо из перечисленных документов и/или информации (обязательных для предоставления) в отношении каждого из специалистов, комиссия не засчитывает наличие баллов по показателю.
Для предоставления информации в рамках данного показателя по детализирующим показателям оценки рекомендуется использовать форму "Перечень специалистов" (приложение N3 к предложению по квалификации участника) Приложения N 3 к Извещению о закупке.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати (при наличии).
При оценке Заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные Участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части Заявки на участие в электронном конкурсе.
Непредоставление в составе второй части Заявки на участие в электронном конкурсе одного, нескольких или всех таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако специалист-работник не будет оцениваться комиссией.
Представленные копии документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, в случае несоответствия их должности не будут считаться документальным подтверждением наличия у Участника закупки специалистов и иных работников, их квалификацию, необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки. Такой специалист-работник не будет оцениваться комиссией.
*указана область образования, используемая для реализации профессиональных образовательных программ образования в соответствии с действующим ОК 009-16 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию". Определение соответствия специальностей дипломов о профессиональном образовании государственного образца предыдущих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, осуществляется согласно разъяснениям (приказам, письмам) Минобрнауки России (Минобразования России).
Определения понятиям "профессиональная переподготовка" и "повышение квалификации" даны в ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации и срок освоения программ профессиональной переподготовки определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
Профессия - система теоретических и практических знаний и навыков, которые приобретены при получении специального образования или специальной подготовки.
Должность - служебное положение, которое сотрудник занимает в организации, предприятии, коллективе на момент выполнения своих трудовых обязанностей".
При этом, информация о названии организации, в которой специалист осуществлял или осуществляет свою трудовую деятельность, а также и информация о наименовании объекта, где осуществлялась указанная деятельность не предусмотрена пунктом 30 Положения и не является подтверждением квалификации участника закупки.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, что противоречит п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан обоснованным.
2. Извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "Приложение_N_3._Требования_к_содержанию,_составу_заявок_на_участие_в_зак упке" в соответствии с которым установлено следующее:
"2.1.4. Отсутствие документов, предусмотренных пунктом 1.6 раздела 1 настоящего приложения к извещению об осуществлении закупки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона. Заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Перечень документов и порядок предоставления документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, установлен в приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе". Информация и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, указываются участником закупки в рекомендованной форме "Квалификация участника закупки" с приложениями (приложение N1 к предложению по квалификации участника) (далее - рекомендованная форма). Для оценки представленных документов необходима возможность соотношения информации, содержащейся в документах, приложенных к заявке. В связи с этим, в интересах участников, заказчик рекомендует присваивать файлам таких документов имена, позволяющие членам единой комиссии определить ориентировочное содержание такого файла или сведения о том, к какому показателю критерия оценки "квалификация участника закупки" относится указанный файл. Заказчик, комиссия вправе проверить достоверность сведений по предоставленным участником данным. Недостоверной информацией признаются противоречивые сведения (сведения, не соответствующие друг другу, сведения, не соответствующие действительности). В случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных копиях документов, сведениям указанным участником, такие сведения признаются недостоверными. В случае выявления несоответствия сведений, в рамках представленных участником в составе заявке документах/информации либо сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок либо сведениям, размещенным в иных открытых источниках, то в соответствии с требованиями настоящего пункта, такие сведения признаются недостоверными. При выявлении фактов предоставления недостоверной информации комиссия Заказчика будет осуществлять действия, предусмотренные соответствующим законодательством Российской Федерации. Предоставленные участником закупки иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок не установлено, оценке не подлежат. Обращаем внимание участников конкурса: при наличии недостоверной информации в составе конкурсной заявки заказчик обязан расторгнуть контракт (если такая заявка выиграет в конкурсе) с победителем конкурса и направить информацию о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, см. п. 15, 16 ст. 95 Закона".
Комиссия УФАС отмечет, что Закон о контрактной системе и принятые на его основе нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит Заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Таким образом, установленный Уполномоченным органом, Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет разделы (свойства) и инструкция по заполнению рекомендуемой формы, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Комиссия УФАС отмечет, что спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Уполномоченного органа, Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что скопированные в жалобу положения порядка оценки заявок на участие в конкурсе, не свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
3. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закон о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства российской федерации" (далее - Постановление N 2571), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с подпунктом а пункта 3 Постановления предусмотрено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В силу пункта 14 Постановления предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
При этом цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
Извещение об осуществлении закупки содержит следующий код ОКПД2 80.20.10.000 Услуги систем обеспечения безопасности.
В соответствии с кодом ОКПД 2 - Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений относятся к следующему классу:
81 Услуги по обслуживанию зданий и территорий
81.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
Вышеуказанные услуги являются предметом вышеуказанной закупки.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными Заказчиком возражениями, в рамках пункта 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Перечень работ по техническому обслуживанию определён в разделах 9 и 12 СП 255.1325800.2016. "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр).
Согласно пункту 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 "Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения": инженерная система (здания или сооружения) - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).
При этом, подпунктом 12.9 СП 255.1325800.2016, в ряду прочих инженерных систем, определён и порядок обслуживания систем безопасности зданий и сооружений, именно - обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), которые следует выполнять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Следовательно, обслуживание всех перечисленных в пункте 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 и пункте 12 СП 255.1325800.2016 инженерных систем относится к работам (услугам) по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Системы обеспечения безопасности относятся к инженерным системам (здания или сооружения), а работы по их обслуживанию и текущему ремонту - к работам по техническому обслуживанию здания.
Доводы жалобы, о том, что по установленному заказчиком в извещении коду ОКПД2 80.20.10.000 "Услуги систем обеспечения безопасности", дополнительные требования не могут быть применены - не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В приложении к постановлению N 2571 коды ОКПД 2 не установлены, а указаны вид работы или услуги.
К предмету настоящего конкурса относится Раздел II. "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям", пункт 14. "Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений".
В тоже время, расшифровка содержания кода ОКПД 2: 80.20.10 - Услуги систем обеспечения безопасности, указывает, что эта группировка включает:
- услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб.
Как указывалось выше, техническое обслуживание зданий, в том числе включает и техническое обслуживание инженерных систем в общем и систем обеспечения безопасности в частности, исходя из анализа части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, части 13 статьи 48, части 8 статьи 55.24, части 4 статьи 55.25 ГрК РФ, пункта 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 14 раздела 2 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг из постановления N 2571, СП 255.1325800.2016.
Таким образом, в данной закупке правомерно установлены требования по п.14 Постановления N2571.
Довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Про-финанс" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2023 г. N 44-5478/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023