Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "В-Д-М" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32239-ЭП/23 от 08.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских расходных материалов для нужд Отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (извещение N 0372100052923000524),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для нужд Отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (извещение N 0372100052923000524) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 984 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "В-Д-М".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "В-Д-М" заключен государственный контракт N 280/2023-ЭА от 12.09.2023 (далее - Контракт) на сумму 5 804 480,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "В-Д-М".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских расходных материалов для нужд Отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (далее - Товар) на основании заявок Заказчика отдельными партиями до 30.06.2024, состав которых (по ассортименту, количеству) определяется согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) (п. 1.2 Контракта).
В соответствии с п. 4.1 Контракта Поставщик обязан осуществлять поставку Товара в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика.
Поставщиком в ходе исполнения обязательств по Контракту неоднократно допускались нарушения сроков поставки Товара, непоставка Товара в полном объеме по заявкам Заказчика, в связи с чем, Заказчиком были рассчитаны неустойки и направлены претензии Поставщику с требованием осуществлять исполнение своих обязательств по Контракту надлежащим образом и уплатить начисленные пени и штрафы:
- претензия N13002-01/к от 17.10.2023 с начисленной неустойкой в виде штрафа 5000,00 рублей;
- претензия N 13778-01/к от 03.11.2023 с начисленной неустойкой в виде пени и штрафа на сумму 15 553,60 рублей;
- претензия N 13779-01/к от 03.11.2023 с начисленной неустойкой в виде пени и штрафа на сумму 25 777,40 рублей.
Товар в полном объеме по заявкам Заказчика не был поставлен, неустойка Поставщиком не оплачена.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 2 ст. 450, ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ, п. 7.3 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "В-Д-М" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Перед подачей заявки на участие в Аукционе Поставщик получил от своего иностранного поставщика положительный ответ о возможности поставки товара, предполагаемого к включению в заявку и последующей поставки по Контракту (в случае признания Поставщика победителем).
Далее между Заказчиком и Поставщиком был заключен Контракт, в рамках которого Заказчик 15.09.2023 по электронной почте ООО "В-Д-М" направил заявку на поставку Товара в количестве 34 шт. на общую сумму 4 485 280,00 рублей.
21.09.2023 Поставщик по электронной почте сообщил Заказчику о задержке поставки Товара в связи с логистическими трудностями, а 28.09.2023 о невозможности поставить Товар в количестве 14 шт. (позиция N 2) в связи со снятием его с производства.
13.10.2023 Поставщик поставил Товар в количестве 15 шт. на сумму 1 978 800,00 рублей, что подтверждается документов о приемке от 13.10.2023.
17.10.2023 Заказчик выставил претензию об уплате неустойки.
19.10.2023 Поставщик поставил Товар в количестве 5 шт. на сумму 659 600,00 рублей, что подтверждается документом о приемке от 19.10.2023.
20.10.2023 Поставщик оплатил неустойку по претензии Заказчика от 17.10.2023, что подтверждается платежным поручением N 143 от 20.10.2023.
31.10.2023 Заказчик оплатил поставленный Товар, что подтверждается платежными поручениями N 135266, N 135268 от 31.10.2023.
01.11.2023 Поставщик направил Заказчику письмо от 31.10.2023, в котором повторно сообщил о том, что заказанный Заказчиком Товар (позиция N 2) Pressure Wire X снят с производства и отсутствует в каталоге производителя, в связи с чем Поставщик предложил замену на набор инструментов для внутрисосудистого измерения давления Pressure Wire (артикул С12059).
03.11.2023 Заказчик выставил претензии об уплате неустойки.
16.11.2023 Заказчик согласовал замену на Товар с артикулом С12009.
21.11.2023 Поставщик направил Заказчику письмо, в котором сообщил о том, что:
- сделал запросы продавцам Товара в Российской Федерации, но на настоящий момент не получил ответа о доступности данного артикула;
- незамедлительно заказал данные медицинские изделия у иностранного поставщика;
- получил информацию от поставщика, что данный артикул больше не производится и поставить его не представляется возможным.
В данном письме Поставщик повторно предложил замену на набор инструментов для внутрисосудистого измерения давления Pressure Wire (артикул C12059).
22.11.2023 Поставщик направил Заказчику письмо официального представителя производителя в Российской Федерации о проблемах с поставками Товара.
27.11.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.12.2023 Поставщик направил ответ Заказчику на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и оплатил неустойку, что подтверждается платежными поручениями N 203, 204 от 04.12.2023.
Таким образом, по мнению представителя Участника, Поставщиком принимались меры для исполнения Контракта, а именно:
- Поставщиком в рамках Контракта поставлен Товар в количестве 20 шт. на общую сумму 2 638 400,00 рублей, который был принят и оплачен Заказчиком.
Невозможность поставки оставшегося Товара обусловлена объективными обстоятельствами - снятие с производства и недоступность Товара у официального представителя производителя в Российской Федерации.
- При этом Поставщик предлагал Заказчику замену Товара, от которой Заказчик отказался.
Поставить согласованную Заказчиком замену Товара Поставщик не смог в силу объективных обстоятельств - отсутствия данного Товара у поставщиков в Российской Федерации и иностранного партнера Поставщика.
- Поставщик в полном объеме оплатил неустойку по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "В-Д-М" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Поставщиком представлены достаточные доказательства и осуществлены необходимые действия, объективно свидетельствующие о принятии им всех возможных мер и совершению конкретных действий, направленных на добросовестное исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "В-Д-М" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "В-Д-М", (ИНН: 7714450223), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2023 г. N РНП-78-1776/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023