Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПБ ГБПОУ "Олимпийские надежды" (далее - Заказчик):;
ООО "Актив" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31807-ЭП/23 от 05.12.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту: фундамента, кровли и полов здания спортивной базы СПб ГБПОУ "Олимпийские надежды" по адресу: Санкт-Петербург, п. Парголово, Осиновая Роща, Сосновый пер., д.4, лит. М (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.11.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200236123000057. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 074 918, 51 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям извещения.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
"Приложением_N4_Порядок_рассмотрения_и_оценки_заявок_на_участие_в_ко нкурсе" установлено:
Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
К оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
С целью систематизации документов и сведений, предоставляемых участником закупки в составе заявки, рекомендуется предоставить таблицу "Квалификация участника закупки".
Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
К оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
С целью систематизации документов и сведений, предоставляемых участником закупки в составе заявки, рекомендуется предоставить таблицу "Квалификация участника закупки".
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2023 NИЭОК1 заявка с номером 119 признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по следующим основаниям:
"(ч.9 ст. 31) - отстранение участника закупки (Информация и документы, предусмотренные пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона, содержат недостоверную информацию. Установление наличия недостоверности информации, представленной участником закупки, влечет отстранение такого участника от участия в закупке на любом этапе его проведения в соответствии с частью 9 статьи 31 Закона". Участником закупки предоставлены договоры в количестве 19 штук на выполнение различного вида работ по адресу: г. Междуреченск, ул. Ермака, 2. Указанный дом находится в управлении (обслуживании) ООО "УК Техник" ИНН 4214031243. Посредством электронной почты Заказчик направил обслуживающий организации запрос о выполнении или не выполнении указанных в договорах работ. На направленный запрос был получен ответ, что ООО "УК Техник" является обслуживающей организацией дома 2 по адресу: г. Междуреченск, ул. Ермака, а также, что перечисленные работы не производились. В связи с чем, Комиссия пришла к правомерному выводу, что участником закупки предоставлены заведомо недостоверные сведения и заявка участника подлежит отклонению)".
В силу ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "а", "б" и "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные п. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "р" п. 1, пп. "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии пп. р) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, представлены договоры на выполнение различного вида работ по адресу: г. Междуреченск, ул. Ермака, 2.
В качестве обоснования принятия решения об отклонении заявки участника, Заказчиком представлено письмо-ответ, полученное от обслуживающей организации ООО "УК Техник", в соответствии с которым ООО "УК Техник" является обслуживающей организацией дома 2 по адресу: г. Междуреченск, ул. Ермака 2, а также, что перечисленные работы не производились.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС Заявителем представлен ответ Сухова А.А., который является собственником помещений по адресу: г. Междуреченск, ул. Ермака 2 в соответствии с которым Сухов А.А. подтвердил, что силами компании ООО "Актив" в период с ноября 2022 года по июнь 2023 в принадлежащих мне помещениях производила капитальный ремонт, в том числе работы:
капитальный ремонт помещений
капитальный ремонт вентилируемого фасада у крыльца
благоустройства примыкающей территории к входной группе с укладкой брусчатки и с созданием парковочных мест.
переустройство системы отопления и ХВС в рамках капитального ремонт помещений
монтаж систем видеонаблюдения, АО, ТС.
Итого 29 договоров на общую сумму 8 445 521 (Восемь миллионов четыреста сорок пять тысяч пятьсот двадцать один) рубль. Оплата за выполненные работы произведена полностью.
Претензий по качеству и объему выполненных работ нет. Все необходимые согласования получены.
Все требования и ТУ, выданные управляющей компании ООО "УК Техник", которая управляет вышеуказанным домом, исполнены. Признаков повреждения общедомового имущества после выполненных ремонтных работ не обнаружено.
Следовательно, Заявителем представлены доказательства наличия договорных отношений и соответствующего опыта выполнения работ.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 17 июня 2020 г. N 310-ЭС19-26526 недостоверной информацией следует считать информацию, не соответствующую действительности, предоставленной с обманом и умыслом, направленным на победу в торгах за счет представления ложной информации об опыте выполнения работ.
Из имеющихся в деле материалов с очевидностью усматривается, что какую-либо недостоверную информацию участник закупки не представлял.
В рассматриваемом случае, Заявителем представлены сведения, подтверждающие опыт выполнения работ, однако основанием для отстранения его от участия в конкурсе послужило формальное восприятие конкурсной комиссией Заказчика информации о исполнении обязательств по представленному к оценке контракту.
Такая трактовка противоречит не только положениям ст. 48 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок; она (такая трактовка) основана на сугубо формальном восприятии нормативных требований и положений конкурсной документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
Из имеющихся в деле материалов с очевидностью усматривается, что какую-либо недостоверную информацию Заявитель, как участник закупки, не представлял, а имеющаяся в вышеназванных документах информация не может служить основанием для отстранения от участия в конкурсе.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная комиссия Уполномоченного органа не имела достаточных оснований для отстранения Заявителя от участия в конкурсе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения вторых частей заявок), следовательно, в ее действиях усматривается нарушение п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Актив" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2023 г. N 44-5297/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023