Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик):
ПАО "Мегафон" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 32565-ЭП/23 от 11.12.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (СПб ГКУ "МФЦ") по передаче коротких текстовых сообщений (SMS-сообщений) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200278023000066. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 792 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении предусмотренных действующим законодательством требований к участникам закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 15.12.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.12.2023.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемого аукциона следует, что Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на право осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи.
В своей жалобе Заявитель полагает, что в нарушение предъявляемых законодательством требований Заказчик не предъявляет к участникам требование о наличии лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи. При этом установленное требование о наличии лицензии на оказание телематических услуг связи и оказание услуг по передаче данных являются необоснованными.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объектом закупки выступают услуги по передаче коротких текстовых сообщений (поименованных Заказчиком сокращенно в тексте проекта государственного контракта и извещения, как SMS-сообщения).
В Описании объекта закупки Заказчиком указано следующее значение терминов, используемых им в тексте извещения:
Сокращение обозначение |
Значение сокращения (обозначения) |
1 |
2 |
Абонентский номер |
Номер подвижной радиотелефонной связи, на который пе едается в о мате 7ХХХХХХХХХХ |
Абонент |
Физическое лицо |
Система |
Программный интерфейс Заказчика, содержащий инструменты для генерации запроса Исполнителю ля передачи на абонентские номера в реальном времени, взаимодействующий с центром обработки коротких сообщении и мобильными устройствами Абонентов. |
2
Сокращение обозначение |
Значение сокращения (обозначения) |
1 |
2 |
SMS-сообщение (телематическое электронное сообщение) |
Короткое текстовое сообщение, отправленное Абоненту. может содержать максимум 70 буквенных/цифровых нелатинских символов (в том числе пробелы) или максимум 160 латинских символов (в том числе пробелы). |
|
Интерфейс, позволяющий отправлять и получать без использования мобильного телефона |
Телематическая связь |
Связь, основанная на удаленном доступе к данным, з исключением телефонии, которая требует некоторой промежуточной обработки. |
В соответствии с подпунктом 4.3.4 проекта государственного контракта, до начала оказания услуг Исполнитель обязан обеспечить доступ Заказчика к личному кабинету в собственной информационной системе Исполнителя.
Согласно пункту 4 части 1 раздела 2 Описания объекта закупки, Исполнитель не позднее дня начала оказания услуг по Контракту предоставляет Заказчику также доступ к SMS шлюзу для отправки SMS сообщений Абонентам, в том числе предоставляет необходимые учетные данные, набор протоколов. С целью информирования Абонента о ходе получаемых им государственных и муниципальных услуг, Заказчик формирует автоматический запрос Исполнителю посредством SMS-шлюза с указанием параметров направляемого SMS-сообщения, в том числе абонентский номер, полный текст сообщения (код), имя отправителя, тип операции (отправка), учетные данные (пункт 5 части 1 раздела 2 Описания объекта закупки), то есть каждому абоненту отправляется персональное сообщение. Взаимодействие системы с SMS шлюзом обеспечивается посредством обмена НТТР (HTTPS) запросами, параметры запроса включаются в текст запроса в кодировке UTF-8. Обмен данными должен быть построен по схеме запрос/ответ и не требовать постоянного TCP/IP соединения. Заказчик вправе посредством личного кабинета получать информацию о направленных сообщениях, в том числе проверить статус доставки каждого сообщения, осуществить поиск отправленных сообщений по заданным параметрам (пункт 6 части раздела 2 Описания объекта закупки). Об отправленных Исполнитель формирует отчет, который впоследствии предоставляется Заказчику (пункт 9 части 1 раздела 2 Описания объекта закупки, подпункт 1.3.2 проекта государственного контракта).
Таким образом, предметом закупки является не только передача персональных сообщений, но и создание личного кабинета Заказчика в информационной системе, организация учетных данных, наборов протоколов, контроль отправки предоставление отчетов по оказанным услугам.
Заказчик также не ограничивает Исполнителя в привлечении соисполнителей по контракту, осуществляющих одну из функций по конечной передачи SMS сообщений Абоненту (получателю государственных, муниципальных услуг).
В соответствии с письмом Минкомсвязи России от 29.09.2014 N ДА-П 12-17623 "О вопросах применения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", понятие "рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи" следует рассматривать с точки зрения его лексического толкования, в соответствии с которым рассылкой является отправка разным адресатам сообщения одинакового содержания (реклама, газета, приглашение). Принимая это во внимание, рассылкой по сети подвижной радиотелефонной связи является массовая отправка одинаковых коротких текстовых сообщений (SMS) с целью распространения какой-либо информации (адресная электронная рассылка по целевой аудитории с целью доведения определенной информации). Таким образом, к рассылкам по сети подвижной радиотелефонной связи не может быть отнесена передача абонентам индивидуальных сообщений, содержащих цифровые, буквенные или буквенно-цифровые сочетания (коды, пароли), а также иные адресные сообщения, содержащие различную информацию.
В соответствии с пунктом 4 раздела XVI Приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи включено обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю услуг связи:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
в) приема и передачи телематических электронных сообщений;
г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607, телематическое электронное сообщение это одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом. Протокол обмена формализованный набор требований к структуре телематического электронного сообщения и алгоритму обмена телематическими электронными сообщениями. Абонент - пользователь, с которым заключен возмездный договор об оказании телематических услуг связи с выделением уникального кода идентификации.
Код закупаемых услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 с указанием вида услуг, соответствующего предмету аукциона определен Заказчиком именно как: 61.90.10.150 "Услуги телекоммуникационные посредством существующих телекоммуникационных соединений", а SMS сообщение определено именно, как телематическое электронное сообщение.
В соответствии с вышеприведенными положениями Описания объекта закупки, целью оказания услуг является обеспечение Исполнителем доступа Заказчика к личному кабинету в собственной информационной системе, обеспечивающему формирование, отправку и возможность получения статуса доставки SMS сообщений, а также архив отправленных в течение срока оказания услуг, то есть услуги по предоставлению доступа к веб-сервису, что является телематическими услугами связи.
Из пояснений Заказчика следует, что при предоставлении телематических услуг связи Исполнитель имеет право на приём от Заказчика телематического электронного сообщения и передачу его на SMS центр оператора подвижной радиотелефонной связи, далее сообщение уходит Абоненту (конечному получателю). Причем неважно, как Заказчик передал данное сообщение Исполнителю: с терминала сотовой связи, через компьютер или через терминал сети спутниковой подвижной радиотелефонной связи - главное, чтобы Узел связи Исполнителя был технически подключён через сеть Интернет к соответствующего оператора подвижной радиотелефонной связи и мог передать туда соответствующее сообщение. При этом платить за такое сообщение оператору подвижной радиотелефонной связи будет именно Исполнитель вследствие имеющегося у него договора о межсетевом взаимодействии.
Таким образом, Исполнитель телематических услуг связи (при наличии у него технической возможности) может и имеет право на приём и передачу телематических электронных сообщений на сети операторов подвижной радиотелефонной связи.
Заявитель в своей жалобе ссылается на Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", однако данные правила регламентируют оказание услуг телефонной связи, что не является предметом оказания услуг по обжалуемой закупке и не могут быть применены к определению предмета ее описания.
Исходя из условий Описания объекта закупки, услуги оказываются исполнителем посредством электронного WEB интерфейса (система с SMS шлюзом). Соответственно, конечным результатом услуг исполнителя являются услуги по формированию и отправке SMS сообщений.
Кроме того, согласно пункту 9 Описания объекта закупки, Исполнитель обязан предоставить Абоненту услуги с обязательной фиксацией факта отправки и доставки (телематических электронных сообщений).
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки, в электронных документах, приложенных к извещению, не указано, что Заказчику необходимо оказание услуг по отправке сообщений с использованием подвижной радиотелефонной связи.
Исходя из Описания объекта закупки, следует, что Заказчику требуется услуга, в рамках которой осуществляется предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети - обеспечение возможности передачи телематических электронных сообщений. Таким образом, предметом настоящей закупки является именно оказание телематических услуг, для оказания которых не требуется наличие лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование к участникам закупки не противоречит требованиям действующего законодательства и определено Заказчиком с учетом специфики объекта рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Мегафон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2023 г. N 44-5484/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023