Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "БАЛТ ЮНИОН" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32488-ЭП/23 от 11.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Муринский парк (участок 1) от пр. Культуры до Гражданского пр. участок от Светлановского проспекта до Гражданского проспекта (1 этап) (извещение N 0172200002523000302),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Муринский парк (участок 1) от пр. Культуры до Гражданского пр. участок от Светлановского проспекта до Гражданского проспекта (1 этап) (извещение N 0172200002523000302) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 275 543 372,28 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "БАЛТ ЮНИОН".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "БАЛТ ЮНИОН" заключен государственный контракт N 260 от 11.08.2023 (далее - Контракт) на сумму 260 000 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в следующих случаях:
8.4.1. Отступления в выполненных работах от условий Контракта или не устранения Подрядчиком иных недостатков в их результате в установленные Заказчиком сроки либо признания недостатков выполненных работ существенными и неустранимыми.
8.4.2. В случае неоднократного (двух раз и более) невыполнения письменных указаний Заказчика, предусмотренных Контрактом.
8.4.3. В иных случаях, предусмотренных Законом и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "БАЛТ ЮНИОН".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по благоустройству территории по адресу: Муринский парк (участок 1) от пр. Культуры до Гражданского пр. участок от Светлановского проспекта до Гражданского проспекта (1 этап) (далее - Работы) в срок с даты заключения Контракта и не позднее 15.10.2023 (п. 4.2 Контракта).
По состоянию на 24.11.2023 Работы выполнены не в полном объеме, осуществлена приемка выполненных Работ на сумму 106 569 883,02 рублей.
Согласно информации, поступившей Заказчику из ООО "БАЛТ ЮНИОН" письмом N исх. 69 от 14.11.2023, прогнозируемый срок окончания выполнения Работ - 12.12.2023.
В соответствии с п. 5.1 Контракта приемка выполненных работ осуществляется заказчиком в течении 20 рабочих дней.
В соответствии распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 04.10.2023 N 66-р "Об утверждении порядка завершения в 2023 году операций по исполнению бюджета Санкт-Петербурга" поручения на оплату расходов для кассовых выплат направляются в срок до 25.12.2023.
Таким образом, в случае завершения Работ 12.12.2023 исполнение обязательств Заказчика в части приемки и оплаты выполненных Работ по Контракту не представляется возможным.
В соответствии с п. 3 ст. 715 ГК РФ если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 310 ГК РФ, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "БАЛТ ЮНИОН" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что задержка исполнения Контракта со стороны ООО "БАЛТ ЮНИОН" была связана с действиями Заказчика, который вопреки условиям Контракта не обеспечил своевременную передачу строительной площадки, не передал документы, необходимые для начала Работ.
В соответствии с п. 4.4.15 Контракта до начала выполнения работ Заказчик получает в Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ) ордер на производство работ (далее - Ордер) и назначает дату и время передачи Подрядчику объекта для производства Работ.
Без ордера на производство работ никакие работы Подрядчик производить не мог, так как основной объём работ связан с перемещением грунтов, обустройством пешеходных дорожек и т.д. Вопреки прямому требованию Контракта ордер был получен Заказчиком только 28.09.2023, при этом период разрешённого производства Работ был указан с 30.09.2023 по 15.10.2023.
Таким образом, к Работам, к которым Подрядчик должен был приступить не позднее 14.08.2023 (п. 4.2 Контракта, в соответствие с условиями которого, Заказчик обязан передать площадку для работ в течение 2-х дней с даты подписания Контракта). При этом как следует из проектной документации (приложение 12 раздел Проект организации строительства, пункт 21 ПОС, стр. 51, Приложение 12) срок проведения всех Работ на объекте составляет 6 месяцев. Календарный план работ, содержащийся так же в разделе ПОС, страница 53 ПОС предполагает проведение земляных работ, прокладку дорожек, укладку плитки на протяжение 4-5 месяцев.
Согласно приложенным к Контракту КП на изготовление МАФ, срок производства индивидуальных МАФ составляет от 90 до 120 дней с момента внесения аванса. К этому нужно добавить срок на доставку и монтаж. Стоимость индивидуальных МАФ составляет 115 млн рублей.
При этом, по словам представителя Участника, объём и содержание Работ неоднократно менялись в ходе исполнение Контракта. Все изменения были связаны с недостатками проектной документации и никак не зависели от действий Подрядчика.
В ходе исполнения Контракта в объёмы и содержания Работ вносились изменения. Необходимость внесения изменений обуславливалась недостатками проектной документации, которые не могли быть выявлены до начала Работ. Необходимость внесения каждого изменения подтверждалась организацией, осуществляющей авторский надзор за работами на объекте. Авторский надзор осуществляло ООО "Нескучный С-Дизайн" ИНН 7814391564, эта же организация является разработчиком проектной документации.
В ходе исполнения Контракта были внесены следующие существенные изменения в объёмы и содержание работ, повлиявшие на срок исполнения Контракта:
Вместо использования местного грунта от выемки под устройство оснований дорожек принято решение использовать привозные материалы, что подтверждается письмом авторского надзора от 04.12.2023.
Увеличение объёмов плиточного покрытия на 750 кв. м с 7957 кв.м до 8707 кв.м. Вызвано технической ошибкой в проектно-сметной документации, что подтверждается письмом авторского надзора от 27.11.2023.
Замена плиточного покрытия с цвета "зелёный" на цвет "серый". Необходимость изменений подтверждается письмом от производителя плитки, письмом авторского от 22.08.2023.
По инициативе жителей Калининского района г. Санкт-Петербурга и автора малых архитектурных форм было принято решение о переносе места установки малых архитектурных форм. Письмо авторского надзора, согласовано 01.12.2023.
Согласно письму производителя МАФ Приложение 14, КП которого использовалось для определения стоимости изделия, цена изделия (скамейка СК-2) оказалась некорректной, 17.10.2023 Проектировщиком был выдан проект замены скамейки Приложение 15, соответственно скамейка была заказана только 17.10.2023.
Указанный перечень не является исчерпывающим. В ходе исполнения Контракта поступали требования о запрете производства части работ от ПАО "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы" (Россети) в связи с нахождением объектов сетевой инфраструктуры в месте проведения работ, изменялись объёмы работ по другим позициям.
Таким образом, на срок исполнения обязательств по Контракту повлияли так же недостатки проектной документации, которые не могли быть выявлены Подрядчиком до начала производства Работ.
Вместе с тем, по мнению представителя Участника, Заказчиком была нарушена процедура расторжения Контракта.
Решение Заказчика было направлено 25.11.2023. Исполнитель исх. N 70 от 04.12.2023 уведомил Заказчика о необходимости полной приёмки Работ по Контракту. 05.12.2023 Подрядчик передал на подпись Заказчику с использованием функционала Единой информационной системы в сфере закупок документ о приемке, однако Решение Заказчика отменено не было, приёмка Заказчиком не была осуществлена. Всю исполнительную документацию, подтверждающую факт выполнения Работ в полном объёме, в том числе, акты по форме КС-2, КС-3 были направлены Заказчику почтой. Претензий по качеству и объёмам выполненных Работ от Заказчика не поступало.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "БАЛТ ЮНИОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "БАЛТ ЮНИОН" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БАЛТ ЮНИОН" (ИНН: 7805728187), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2023 г. N РНП-78-1787/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023