Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "ЦФКСиЗ Курортного района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "МЦ "Медвир" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32490-ЭП/23 от 11.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению периодических и при приеме на работу медицинских осмотров (извещение N 0372200286523000029),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодических и при приеме на работу медицинских осмотров (извещение N 0372200286523000029) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 80 000,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 8 667,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МЦ "Медвир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЦ "Медвир" заключен государственный контракт N 0372200286523000029_040 от 02.06.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЦ "Медвир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению периодических и при приеме на работу медицинских осмотров (далее - Услуги) по заявкам Заказчика в период с даты подписания Контракта по 31.07.2023 (п. 3.1 Контракта).
12.07.2023 в соответствии с п. 3.1, п. 14.3 Контракта на адрес электронной почты, указанный в Контракте, Заказчиком направлена заявка на оказание Услуг в период с 17.07.2023 по 31.07.2023.
В соответствии с п. 3.3, п. 4.1.7 Контракта Заказчик обязан формировать и направлять Заказчику документ о приемке с приложением документов, указанных в п. 3.4 Контракта. По результатам оказания услуг Исполнитель не позднее 5 (пяти) рабочих дней, формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке, который содержит информацию, указанную в подпунктах "а"-"ж" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе. При этом в документ о приемке подлежит включению информация об услугах, оказанных в период с момента подписания Контракта сторонами по 31.07.2023.
Кроме того, согласно п. 3.4, п. 3.5 Контракта к документу о приемке должен быть приложен акт сдачи-приемки оказанных услуг, счет, счет фактура (при необходимости).
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, предусмотренных п. 1.1, п. 3.1, п. 3.3, п. 4.1.1, п. 4.1.7 Контракта 14.11.2023 и 22.11.2023 в адрес Исполнителя путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком направлены претензии с требованием надлежащего исполнения обязательств по Контракту в соответствии с его условиями, а так же требованием оплаты неустойки (пени, штрафы) (исх. 505/23 от 14.11.2023; исх. 513/23 от 22.11.2023).
По словам представителя Заказчика, по состоянию на 27.11.2023 Услуги Исполнителем не оказаны, в единой информационной системе в сфере закупок документов, предусмотренных условиями Контракта, Исполнителем не размещены, требования претензий не удовлетворены, обращений, писем, заявлений в адрес Заказчика от Исполнителя не поступило.
Указанные обстоятельства указывают на неоднократное нарушение Исполнителем существенных условий Контракта, предусмотренных п. 1.1, п. 3.1, п. 3.3, п. 4.1.1, п. 4.1.7 Контракта.
Исполнителю в претензии исх. 513/23 от 22.11.2023 было указано на то, что в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии в указанный срок (не позднее 27.11.2023), Заказчиком будет принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.8 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МЦ "Медвир" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
В соответствии с условиями п. 2.15 Приложения N 1 к Контракту (Описание объекта закупки) по итогам проведенных медосмотров Участником составляется Заключительный акт, который направляется Исполнителем в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты утверждения акта Заказчику. Заключительный акт в количестве 3 (трех) экземпляров был передан Заказчику 05.12.2023, что подтверждается распиской в получении. Также в соответствии с вышеуказанной распиской Заказчик получил медицинские заключения и выписки из медицинских карт по всем работникам, прошедшим медицинские осмотры.
При этом по просьбе Заказчика четвертый экземпляр Заключительного акта был направлен Участником почтовым отправлением в Территориальное отделение социального фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что подтверждается описью почтового вложения и отчетом по отслеживанию почтового отправления.
Также Участником был размещен в ЕИС и передан Заказчику в подлиннике акт приемки оказанных услуг.
Таким образом, представитель Участника, считает, что все требования Заказчика, указанные им в Решении, были исполнены Участником, все нарушения, послужившие основанием для принятия указанного Решения Заказчиком устранены в сроки, установленные положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
15.06.2023 Участник уведомил Заказчика о необходимости предоставления работниками, проходящими медосмотр, действующих медицинских книжек или при их отсутствии, фотографий работников и их сертификатов по вакцинации для оформления новых (уведомление прилагается). Вместе с тем медицинские книжки предоставлены не были.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЦ "Медвир" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2023 г. N РНП-78-1789/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023