Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО Частная охранная организация "Атлант" (далее - Заявитель:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32756-ЭП/23 от 12.12.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению комплекса мер направленных на исключение фактов неправомерного проникновения на объект и прилегающую территорию в процессе их эксплуатации для государственных учреждений Петроградского района Санкт-Петербурга в 2024 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002523000516. Начальная (максимальная) цена контракта - 84 232 185, 00 рублей.
В жалобе ООО Частная охранная организация "Атлант" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса".
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Из извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию квалификация участника закупки, который предусматривает, в том числе, следующий порядок о оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
- Для оценки по детализирующему показателю "обеспеченность участника закупки специалистами определенного уровня квалификации" показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 30 Положения Заказчиком установлены:
-
- а) перечень специалистов, их квалификация, оцениваемые по детализирующему показателю и необходимы для оказания услуг: в должности охранник имеющий квалификацию не ниже 4-го разряда;
- б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
-
- - трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- - информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации):
- -Личная медицинская книжка с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников , выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
- -Удостоверение частного охранника, либо копии удостоверений частных охранников, выданных органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- -Свидетельство о присвоении квалификации 4-го разряда.
- - удостоверения о прохождении курса обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Первая помощь пострадавшим" в объёме не менее 16 часов;
- - удостоверение или сертификат об окончании курсов подготовки по требованиям к антитеррористеческой защищённости объектов, относящихся ко 2-ой и 3-ей категории в том числе ГОУ (государственных образовательных учреждений) дошкольного и школьного образования. (в объёме не менее 30 часов) ).
- - иметь удостоверение о прохождении обучения мерам противопожарной безопасности;
- Участник вправе предоставить сведения в рекомендованной Форме N3: "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Анализ указанной части порядка оценки заявок свидетельствует о том, что, как верно указал Заявитель, для получения баллов по указанному показателю Участник закупки в отношении каждого из сотрудников охраны должен предоставить, в том числе, "удостоверение о прохождении обучения мерам противопожарной безопасности", в противном случае баллы начислены не будут.
В свою очередь, порядок обучения сотрудников организации в области пожарной безопасности регламентирован Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (далее - Приказ МЧС N806).
Согласно п. 7 Приказа МЧС N 806, проведение противопожарных инструктажей осуществляется в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом структуры и численности работников (служащих) организации лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность" (далее - образование пожарно-технического профиля), либо прошедшими процедуру независимой оценки квалификации <5>, в период действия свидетельства о квалификации:
руководителем организации;
лицом, которое по занимаемой должности или характеру выполняемых работ является ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, назначенным руководителем организации;
должностным лицом, назначенным руководителем организации ответственным за проведение противопожарного инструктажа в организации;
иными лицами по решению руководителя организации.
Таким образом, обучение сотрудников (в т.ч. охранников) мерам противопожарной безопасности осуществляется исключительно сотрудниками данной организации, соответствующих требования п. 7 Приказа МЧС N 806 (к примеру, руководителем организации).
Согласно п. 20 Приказа МЧС N 806, проведение противопожарных инструктажей завершается проверкой соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, которую осуществляет лицо, проводившее противопожарный инструктаж, либо иное лицо, назначенное руководителем организации, в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности.
В соответствии с п. 22 Приказа МЧС N 806, о проведении противопожарного инструктажа лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, после проверки соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, должностным лицом, проводившим проверку соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей, рекомендуемый образец оформления которого приведен в приложении к настоящему Порядку
При этом, соответствующее удостоверение в данном случае не выдается, а осуществляется запись в журнале учета противопожарных инструктажей.
В Приложении N3 к Приказу МЧС N 806 определены категории лиц, которые обязаны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (после которого выдается удостоверение о прохождении обучения мерам противопожарной безопасности):
а) лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
б) руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица;
в) ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, определяемые руководителем организации;
г) лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
д) лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;
е) иные лица, определяемые руководителем организации.
В указанном перечне отсутствуют сотрудники охраны или иные должности, так или иначе связанные с оказанием охранных услуг.
Следовательно, прохождение указанных дополнительных профессиональных программ не является обязательным для данных должностей.
Таким образом, Заказчиком в Порядке оценки заявок необоснованно и неправомерно включено требование о предоставлении для каждого сотрудника удостоверения о прохождении обучения мерам противопожарной безопасности, что не предусмотрено ни Приказом МЧС N 806, ни Постановлением N 2604.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что наличие указанных сведений и документов в обжалуемой Заявителем части не подтверждают квалификацию участника закупки, его специалистов, в том числе, предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации), а установленное Заказчиком требование о необходимости их представления не соответствует п. 30 Положения и нарушает требование п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Частная охранная организация "Атлант" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2023 г. N 44-5594/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023