Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Склярова Ю.А.,
от заявителя - Старчевой З.Ю.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Зеленые экологические решения" на действия заказчика - Шпаковского филиала ГБУ СК "Стававтодор" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321500001823000436 "Оказание услуг сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов III-IV классов опасности".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 14.12.2023 г. с вызовом сторон по делу.
14.12.2023 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
01.12.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321500001823000436 "Оказание услуг сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов III-IV классов опасности".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В пункте "н" Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение N3 к извещению) указано, что для участия в конкурентном способе закупки участник предоставляет копию лицензии или выписку из реестра лицензий по "Сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения)" по следующим видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":
Сбор отходов III, IV классов опасности;
Транспортирование отходов III, IV классов опасности;
в приложениях к лицензиям должны быть указаны отходы и виды работ по коду ФККО: 40611001313, 92113002504.
В соответствии со ст. 9 Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (ред. от 13.04.2022) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее Постановление N2290) устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).
Согласно п. 3 Постановления N2290 установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области:
- сбора отходов I - IV классов опасности;
- транспортирования отходов I - IV классов опасности;
- обработки отходов I - IV классов опасности;
- утилизации отходов I - IV классов опасности;
- обезвреживания отходов I - IV классов опасности;
- размещения отходов I - IV классов опасности.
Предметом Контракта является оказание услуг сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов III-IV классов опасности.
При этом в пункте "н" Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение N3 к извещению) Заказчик требует копию лицензии или выписку из реестра лицензий по сбору и транспортированию отходов III, IV классов опасности.
Вместе с тем, согласно п. 4.4.7 Контракта "В случае отсутствия лицензий на виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности указанных ниже в настоящем пункте (Обработка отходов III, IV классов опасности; Утилизация отходов III, IV классов опасности; Обезвреживание отходов III, IV классов опасности; Размещение отходов III, IV классов опасности.), Исполнитель обязуется привлекать к оказанию услуг третьих лиц (субисполнителей) имеющих Лицензии или выписки из реестра лицензий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) по следующим видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":
Сбор отходов III, IV классов опасности;
Транспортирование отходов III, IV классов опасности;
Обработка отходов III, IV классов опасности;
Утилизация отходов III, IV классов опасности;
Обезвреживание отходов III, IV классов опасности;
Размещение отходов III, IV классов опасности.
в приложениях к лицензиям должны быть указаны отходы и виды работ по коду ФККО: 40611001313, 92113002504".
Таким образом, требование к содержанию и составу заявки, установленные заказчиком в Приложении N3 к извещению, не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ и условиям Контракта.
В действиях Заказчика установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Жалоба заявителя обоснованная.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Вместе с тем, форма выписки должна соответствовать постановлению Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
В соответствии с Письмом ФАС России от 14.06.2023 г. N ДФ/46829/23 "О рассмотрении обращения", согласно части 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ.
Таким образом, установление требования к наличию копии лицензии или выписки из реестра лицензий по "Сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения)" по следующим видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" противоречит требованиям части 8 статьи 21 Закона N44-ФЗ.
В действиях Заказчика установлены нарушения части 8 статьи 21 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Зеленые экологические решения" на действия заказчика - Шпаковского филиала ГБУ СК "Стававтодор" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321500001823000436 "Оказание услуг сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов III-IV классов опасности" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Шпаковского филиала ГБУ СК "Стававтодор" нарушившими требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ, ч. 8 ст. 21 Закона N 99-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Н.Г. Пызина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 декабря 2023 г. N 026/06/106-2798/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023