Резолютивная часть оглашена
13.11.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Заказчик, Министерство) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Кузьмине Сергее Анатольевиче (далее - ИП Кузьмин С.А., Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Клявлинского лесничества Самарской области с одновременной продажей лесных насаждений (ЛОТ 9) (извещение N 0142200001323012687, начальная (максимальная) цена контракта - 544 438, 94 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей Заказчика, Общества, Уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
20.06.2023 между Министерством и ИП Кузьмин С.А. заключен государственный контракт N 0142200001323012687_247182 на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Клявлинского лесничества Самарской области с одновременной продажей лесных насаждений (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется выполнить, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы по защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений на землях лесного фонда в Самарской области в соответствии с техническим заданием на выполнение работ (приложение N 1 к Контракту), календарным планом выполнения работ (приложение N 2 к Контракту).
Общий срок окончания выполнения работ - 30.11.2023. Работы по сплошной санитарной рубке выполняются частями согласно приложению N к Контракту "Календарный план выполнения работ": 31 июля 2023 г. - 2,0 га, 31 августа 2023 г. - 2,0 га, 30 сентября 2023 г. - 2,0 га, 31 октября 2023 г. - 1,2 га, 30 ноября 2023 г. - 1,2 га. Общий объем работ по сплошной санитарной рубке за июль-ноябрь месяцы 2023 года составляет 8,4 га.
По состоянию на 15.11.2023 из предусмотренного объема работ Исполнителем выполнены работы на площади 0, 3 га (свалено 54 кубометра древесины, древесина не собрана в штабеля, порубочные остатки не убраны), полностью очищенной территории не имеется.
Таким образом, Исполнитель неоднократно нарушил сроки, объем и качество выполнения работ.
Указанные нарушения подтверждаются актами заключительного осмотра лесосек от 15.11.2023, составленными в ходе проверок выполнения работ по сплошной санитарной рубке, служебными записками ГКУ СО "Самарские лесничества" от 05.09.2023 N 13/2023-54, от 05.10.2023 N 13/2023-61, от 07.11.2023 N 13/2023-67, протоколами совещаний по вопросу: "Выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Клявлинского и Похвистневского лесничеств Самарской области в рамках заключенных государственных контрактов" от 25.08.2023, от 11.10.2023, письмами Заказчика в адрес Исполнителя от 23.08.2023 N МЛХ-05-01/16622, от 02.10.2023 N МЛХ-05-01/19295, от 10.10.2023 N МЛХ-05-01/19923.
Учитывая изложенное, 23.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 23.11.2023, соответственно, вступило в силу 05.12.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно устным пояснениям ИП Кузьмин С.А., выполнение обязательств по контракту своевременно и в полном объеме не представилось возможным поскольку в Арбитражном суде Самарской области рассматривается заявление кредитора о признании ИП Кузьмин С.А. несостоятельным (банкротом) (А55-29931/2022), счета ИП Кузьмин С.А. заблокированы, в связи с чего отсутствуют финансовые возможности для завершения работ по контракту.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Общества при выполнении работ по Контракту.
Согласно информации по делу N А55-29931/2022 заявление о признании ИП Кузьмин С.А. несостоятельным (банкротом) принято к производству 11.10.2022.
Извещение об осуществлении закупки N 0142200001323012687 размещено в ЕИС 26.05.2023.
Следовательно, подавая заявку на участие в Закупке, ИП Кузьмин С.А. знал, что в отношении него рассматривается дело о признании несостоятельным (банкротом), о наличии финансовых трудностей, которые могут повлиять на возможность исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки, при этом осознанно взял на себя риск неисполнения контракта.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Доказательств обратного в антимонопольный орган не представлено.
На дату рассмотрения обращения Исполнителем обязательства по контракту в полном объеме не выполнены.
Заказчик в результате действий (бездействий) лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Следует отметить социальную значимость предмета рассматриваемой Закупки.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Кузьмин С.А. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ИП Кузьмин С.А. не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Кузьмине Сергее Анатольевиче (ИНН 635701665946) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Кузьмине Сергее Анатольевиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 декабря 2023 г. N РНП-63-318
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2023