Резолютивная часть оглашена
14.12.2023 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "КАНЦТРЕНД" (далее - Поставщик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с одностороннем отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного при проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров для нужд ГУ МВД России по Самарской области (ИКЗ 231631822556863180100101330013299244, извещение N 0842100001723000149, цена контракта - 278 299,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "КАНЦТРЕНД" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Поставщик поставил товар не надлежащего качества, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
18.09.2023 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 23000149 на поставку канцелярских товаров. Цена контракта - 205 941,00 руб.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии со спецификацией Поставщик в рамках контракта обязан поставить ручки канцелярские гелевые, ручки канцелярские шариковые, маркеры.
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется одной партией в 2023 году. Срок поставки товара - в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента заключение Контракта.
Пунктом 3.9 Контракта определено, что приемку товара осуществляет приемочная комиссия Заказчика, которая в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проводит экспертизу товара. При производстве экспертизы товара проверяется соответствие ассортимента, количества, качества, товарного вида и характеристик товара требованиям, установленным Контрактом, а также техническим условиям и нормативным требованиям, установленным действующим законодательством для данного вида товара.
В пункте 3.11 Контракта указано, что если при производстве экспертизы товара обнаружено несоответствие ассортимента, количества, качества, товарного вида и характеристик товара требованиям, установленным Контрактом, а также техническим условиям и нормативным требованиям, установленным действующим законодательством для данного вида товара, члены приемочной комиссии Заказчика формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. После подписания членами приемочной комиссии мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает его в единой информационной системе.
При этом Заказчик вправе отказаться от приемки товара в полном объеме.
Пунктом 3.13 Контракта предусмотрено, что на основании мотивированного отказа Заказчика от подписания документа о приемке товара, Поставщик производит замену несоответствующего товара, допоставку недостающего товара в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения такого мотивированного отказа, определенных в соответствии с п.п. 3.2. - 3.3 Контракта.
Нарушение Поставщиком срока, указанного в настоящем пункте Контракта, свидетельствует о повторном нарушении условий поставки и является для Заказчика основанием для реализации права на расторжение контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с пунктом 7.1 Контракта, настоящий Контракт вступает в силу с момента, определенного в соответствии со статьей 51 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и действует до 30.11.2023 включительно.
Контрактом предусмотрено расторжение контракта в одностороннем порядке главой 8 Контракта.
12.10.2023 года Поставщик поставил товар, предусмотренный контрактом в адрес Заказчика.
В ходе приемки товара приемочной Комиссией Заказчика выявлены несоответствия в части поставленного товара (ручки шариковые) спецификации к государственному контракту, в связи с чем, 24.10.2023 г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от подписания документов о приемке.
Поставщик в установленный контрактом срок замену товара не осуществил.
07.11.2023 года Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено письмо N20/2-7841 о замене несоответствующего товара на товар, соответствующий контракту.
10.11.2023 года от Поставщика в адрес Заказчика поступило письмо N 20/15218, в котором Общество сообщает, что принимает меры для замены товара, вместе с тем просит увеличить срок замены товара на 10 дней.
17.11.2023 года от Поставщика в адрес Заказчика поступило письмо N20/15319, в котором Общество предлагает принять Заказчиком ранее поставленный товар, с дополнительным комплектом стержней, а также товар с улучшенными характеристиками.
Вместе с тем, по мнению Заказчика, предложенный Поставщиком дополнительный комплект стержней не является улучшением характеристик товара, указанных в контракте. Основные характеристики предлагаемого товара не соответствуют контракту.
20.11.2023 года Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено письмо, в котором разъяснено, что предложенный Обществом товар не соответствует спецификации, содержащейся в контракте.
23.11.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, является существенным нарушением договора поставки и дает право Заказчику на односторонний отказ от исполнения договора.
В статье 450 ГК РФ указано, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
30.11.2023 года от Поставщика в адрес Заказчика поступило письмо, о несогласии с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, о нарушениях в документации Заказчика, а также требование о приемке первоначально поставленного товара в адрес Заказчика. Кроме того, Обществом в Единой информационной системе в сфере закупок повторно размещен документ о приемке товара, в приемке которого ранее было отказано.
01.12.2023 года в Единой информационной системе Заказчиком размещено письмо об отсутствии оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщику также предлагалось обеспечить поставку товара в соответствии с требованиями контракта.
04.12.2023 года Заказчиком в Единой информационной системе размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 30.11.2023 г., в связи с тем, что поставленный товар не соответствует условиям контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
23.11.2023 года Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
05.12.2023 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Согласно сведениям представленным Заказчиком, Поставщиком, Обществом с ограниченной ответственностью "КАНЦТРЕНД" совершались необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте, и, как следствие, эти действия были направлены на удовлетворение государственных нужд, являющихся предметом аукциона в электронной форме.
Общество указало, что пыталось выполнить контракт в срок, осуществить замену и изначально поставило маркеры надлежащего качества.
Учитывая факт отсутствия сведений об ООО "КАНЦТРЕНД" в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях ООО "КАНЦТРЕНД" однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Согласно пункту в части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "КАНЦТРЕНД" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "КАНЦТРЕНД" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО "КАНЦТРЕНД" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 декабря 2023 г. N РНП-63-321
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023