На основании Уведомления о проведении внеплановой проверки N 12341/23 от 29.11.2023 г. в связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 17465-ЭП/23 от 16.11.2023 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ОСФР по Пермскому краю (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг и сопровождающих их лиц по путевкам в 2024 году (профиль лечения - болезни системы кровообращения; нервной системы; органов пищеварения; эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; уха и сосцевидного отростка) (изв. N 0256100000123000438).
Продолжительность проверки: с 30.11.2023 г. по 13.12.2023 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг и сопровождающих их лиц по путевкам в 2024 году (профиль лечения - болезни системы кровообращения; нервной системы; органов пищеварения; эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; уха и сосцевидного отростка) (изв. N 0256100000123000438).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0256100000123000438 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг и сопровождающих их лиц по путевкам в 2024 году (профиль лечения - болезни системы кровообращения; нервной системы; органов пищеварения; эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; уха и сосцевидного отростка).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и приложением к нему:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.11.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 15 119 059,20 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.11.2023 г.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 Описание объекта закупки путевки.
В Приложении N 1 Описание объекта закупки путевки установлено следующее требование:
- размещение граждан должно осуществляться в 2-х местных номерах с удобствами (наличие санузла, оборудованного унитазом, умывальником, ванной или душем) в номере.
Представитель Заказчика пояснил, что включение в техническое задание требования к участникам электронного аукциона о размещении граждан в 2-местных номерах с удобствами (наличие санузла, оборудованного унитазом, умывальником, ванной или душем) в номере обусловлено волеизъявлением граждан, в силу своих заболеваний и особенностей, выражавших отказ от получения санаторно-курортного лечения в санаторно-курортной организации с "блочным" размещением, то есть неудобств, связанных с бытовыми, санитарно-гигиеническими условиями, о чем в качестве подтверждения указанной информации в материалы проверки приложены акты об отказах граждан льготной категории от предложенных путевок на санаторно-курортное лечение и заявления граждан.
Представитель Заказчика также указал, что на территории Пермского края в результате мониторинга потенциальных исполнителей, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению, Заказчиком было установлено наличие санаторно- курортных организаций, которые располагают достаточным номерным фондом, удовлетворяющим требованию по размещению граждан в 2-местных номерах с удобствами (наличие санузла, оборудованного унитазом, умывальником, ванной или душем) в номере: ООО "Санаторий "Сосновый бор"; ЗАО "Курорт Ключи"; ООО "Санаторий-профилакторий "Чайка"; ЗАО "Курорт Усть-Качка"; ООО "Санаторий-профилакторий "Вита"; ООО "Санаторий "Демидково". Также в Пермском крае имеются санаторно-курортные организации, которые располагают номерным фондом с различной степенью удобств: как размещение в 2-местных номерах с удобствами в номере, так и в 2-местных номерах с удобствами в блоке на два номера - ООО "ЛПП санаторий-профилакторий "Алмед"; ООО "Санаторий-профилакторий "Камские зори"; ООО "Санаторий "Уральская Венеция"; ООО "Санаторий-профилакторий "Оазис".
Представитель Заказчика также указал, что согласно техническому паспорту с поэтажным планом на здание по ул. Кировоградская. 112 в г. Перми (приложение к заявлению от 16.11.2023 о проведении внеплановой проверки) Заявитель кроме номеров "блочного" типа располагает 15 номерами с удобствами (наличие полного санузла) в номере, которые позволяют в период февраль-ноябрь 2024 года разместить порядка 480 граждан, о чем в материалы проверки представителем Заказчика приложен примерный вариант графика. Данная информация также подтверждается участием Заявителя в аналогичных закупках 2022, 2023 годов других территориальных отделений ФСС и СФР с аналогичными требованиями к размещению граждан и заключением с ними государственных контрактов на этих условиях, так, например, закупки с номерами извещений 0262100002921000611, 0262100002922000306, 0262100002922000189, 026210000292200033, 0262100000123000496.
Комиссия отмечает, что согласно приложенным Заказчиком в материалы проверки коммерческим предложениям, следующие потенциальные участники закупки готовы оказать соответствующие услуги:
- ООО "Санаторий "Уральская Венеция";
- ЗАО "Курорт Усть-Качка";
- ООО "ЛПП СП "АЛМЕД".
Таким образом, Заказчиком соблюдено требование о наличии двух Исполнителей, соответствующих требованиям Описания объекта закупки, и как следствие, в действиях Заказчика нарушения требований Закона о закупках не выявлено. Доказательств обратного не представлено.
Вывод:
В действиях Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг и сопровождающих их лиц по путевкам в 2024 году (профиль лечения - болезни системы кровообращения; нервной системы; органов пищеварения; эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; уха и сосцевидного отростка) (изв. N 0256100000123000438) нарушения требований Закона о закупках не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 декабря 2023 г. N 275 (ключевые темы: участники закупок - санаторно-курортное лечение - характеристика - товар. работа. услуга. - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2023